Фильм делали, когда бодибилдингу было ещё далеко до массовой популярности. Когда культуристов ещё считали людьми нетрадиционной ориентации, «повёрнутыми» на своей внешности. Когда на весь огромный Нью-Йорк было всего три тренажёрных зала.
Но после успеха фильма «Качая железо» они стали распространяться как грибы после дождя.
Что же такого притягательного было в этой полудокументальной картине?
«Эти качки никому, кроме них самих не интересны!»
Началось дело с того, что журнал «Sports Illustrated» отправил в Калифорнию фотографа Джорджа Батлера и репортёра Чарльза Гейнса - освещать турнир по бодибилдингу.
Там им очень понравился Арнольд Шварценеггер: он был не только здоровый и мускулистый, но ещё и заметно выделялся из других атлетов обаянием, харизмой, общительностью, умением нравиться публике.
Батлер сделал много его фотографий и 10-минутный ролик «про Арнольда на фоне других атлетов». Принёс всё это начальству и предложил: «Давайте сделаем фильм. Дайте денег».
Начальство посмотрело и отказало в грубой форме: «Больше никогда не смей предлагать ничего подобного! Эти качки никому не интересны, кроме них самих, и люди никогда не станут смотреть за свои деньги такой дрянной фильмец!»
Но Батлер проявил упрямство: насобирал в долг не Бог весть какую сумму, и приступил к работе над фильмом сам, без инвесторов. С другом Чарли.
«Отсняли много материала с Фрэнком Зейном, но потом поняли: не пойдёт!»
«Фильм нельзя было делать чисто документальным, - рассказывал потом его главный вдохновитель и создатель, - снимать, как культуристы тренируются, едят и отдыхают было нельзя: это наскучило бы даже фанатам бодибилдинга, не говоря уже об остальных. В нём должны были быть сюжет, драматургия, интересный главный герой».
По поводу последнего пункта никаких сомнений не было: Шварценеггер, конечно! Батлер с Гейнсом видели своими глазами, как на турнире во время выступления Арнольда люди от него заводились и скандировали его имя.
Арнольд был идеальным кандидатом на главную роль в «Качая железо». Он был симпатичным, обаятельным, находчивым, располагающим к себе. И, что важно, –абсолютно не похожим на гея и (или) нарцисса. Вряд ли кто-то другой мог стать лучшим олицетворением бодибилдинга.
Но для интриги в сюжете как воздух был необходим соперник, который бы противостоял Арнольду.
«Мы отсняли очень много материала с Фрэнком Зейном, но потом поняли: не пойдёт. Первая проблема была в том, что Зейн был слишком мелким. Спору нет, он выглядел исключительно рельефным, эстетичным и пропорциональным. Но массивности и роста явно не хватало, чтобы его можно было в сюжете противопоставить Арнольду. Вторая проблема – он был очень скромным и тихим».
Другое дело – Лу Ферриньо! Он, хоть и был глухим, но являл собою чрезвычайно колоритную, возбуждающую интерес публики личность. При росте в 197 см и весе в 123 кг он тогда считался вообще самым большим атлетом в мире.
«Улыбчивый завсегдатай пляжей» против хмурого «монстра из подвала»
Для «сюжета и драматургии» Арнольда и Лу противопоставили друг другу. Шварц качался в солнечной Калифорнии, в расслабленной курортной обстановке, посещая пляж. Ферриньо — в каком-то полутёмном нью-йоркском подвале. Тренируемый и настраиваемый своим отцом, который ради подготовки сына к турниру бросил работу в полиции.
Это был выдуманный сюжетный ход: на самом деле, никогда в жизни отец Лу Ферриньо сына не тренировал.
Арнольд Шварценеггер тоже плёл на камеру истории-небылицы из своей жизни для того, чтобы фильм не был скучным. Он рассказал, что ради подготовки к турниру не поехал на похороны отца. На самом деле, отец его умер уже несколько лет назад.
Сам Шварц впоследствии объяснял эту сцену тем, что хотел казаться в кадре такой устрашающе-бездушной машиной, зацикленной на своей цели.
Но Арнольд и вправду не ездил на похороны отца. Только было это три года назад, и вовсе не потому, что он не пожелал прерывать тренировок. А просто не захотел. Или, может, у него тогда не было денег на дальнюю поездку из США в Австрию. На похороны своего старшего брата Мейнхарда, разбившегося в автокатастрофе, Арнольд, кстати, тоже не явился.
Оба соперника: и обаятельный «пляжник» Арнольд, и хмурый «мускульный монстр» из подвала Лу – считали себя лучшими и намеревались выиграть абсолютку «Мистера Олимпии».
Подача Лу Ферриньо в картине как замкнутого, мрачного, неуверенного в себе простака – тоже всего лишь режиссёрский ход, позволяющий лишний раз подчеркнуть обаяние Арнольда.
Так же, как и снисходительно-высокомерное отношение Шварценеггера к его лучшему другу и партнёру по тренировкам Франко Коломбо. Впоследствии Арнольд признавался, что они всегда общались только на равных. А не так, как в фильме
***
«Качая железо» стал проектом, в который было вложено немного денег, а прибыли превзошли все ожидания. В наибольшем выигрыше оказался, конечно же Шварценеггер. Потому что фильм этот сделал ему очень мощную рекламу.
Кстати, изначально предполагалось, что в титрах он будет снова указан как «Арнольд Стронг», а не под длинной, трудной и неблагозвучной фамилией «Шварценеггер». Раньше Арнольд на такое соглашался. А тут заартачился, и настоял на своём. Заметив, что если фамилию его трудно запомнить, то её будет ещё труднее забыть.
Бодибилдинг, благодаря широкой рекламе и пропаганде Джо Уайдера, вскоре быстро приобрёл огромную популярность в мире. А Шварценеггер стал его главной суперзвездой.
Забавно, что впоследствии Арнольд выкупил у Батлера и Гейнса все не вошедшие в фильм материалы. Не хотел, чтобы достоянием общественности стали кадры, на которых он болтал всякое-разное, далеко не всегда умное.
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: