Для уральской публики имя Дмитрия Филатова уже на слуху, маэстро стоял за пультом и Молодежного, и Уральского филармонического оркестров. Поговорили с дирижером о старте в музыке, уникальных предложениях в профессии и неумирающей классике.
Дмитрий Филатов – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по классу флейты. Окончил аспирантуру по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» в классе народного артиста России Сергея Скрипки. С 2003 года дирижёр Симфонического оркестра Белгородской филармонии. С 2009 года – художественный руководитель симфонического оркестра Белгородского института искусств и культуры. Лауреат международного конкурса имени Евгения Светланова в Париже, обладатель медали и приза «Симпатий оркестра» конкурса молодых дирижёров имени Ильи Мусина. Обладатель Гран-при Международного конкурса «Искусство 21 века».
– Как начались ваши отношения с музыкой?
– С ранних лет, сколько помню себя, музыка всегда волновала. Всё начиналось в форме игры. Моя семья дружила с педагогом Белгородского музыкального училища Людмилой Колосовой. Она и ввела меня в этот мир. Музыкальную школу окончил по классу фортепиано, но был и опыт обучения на блок-флейте, тромбоне. В 12 лет я почти забросил классическую музыку, играл в рок-группе. После девятого класса общеобразовательной школы подал документы в одиннадцатый класс, не думал связывать жизнь с музыкой. Мама у меня инженер-химик, папа инженер-строитель – по одному из этих путей я и полагал идти дальше. Нам кажется, что мы создаём судьбу, но есть моменты в жизни, когда судьба нас ведёт. Летом родители уехали отдыхать, а я остался с бабушкой. Моя учительница по фортепиано увидела во мне потенциал профессионального музыканта и привела к своему коллеге, а он посоветовал поступать в музыкальное училище в класс флейты, обещая при хорошей успеваемости помочь с созданием в училище рок-группы. Родители, узнав о таком решении, сильно удивились, но препятствовать не стали.
Новая жизнь оказалась абсолютно не похожа на ту, к которой я привык в школе. Мы сутки проводили в училище, занимались, общались. Рок-группу создать не получилось, зато организовали диксиленд, который впоследствии вырос до 10 музыкантов. Приходилось устраивать репетиции, делать аранжировки. Ну и, конечно, флейта. Спустя 4 года я уже был убеждён, что с этим инструментом будет связана моя дальнейшая жизнь. Мысль о профессии дирижёра пришла уже в Москве, в период обучения в Российской академии музыки имени Гнесиных.
– Есть предложения, от которых невозможно отказаться. Предложение Свердловской филармонии возглавить Молодёжный оркестр было из этой серии?
– Со Свердловской филармонией мы сотрудничаем уже три года. У вас уникальная филармония, такая команда, которой может позавидовать любая филармония мира.
Перед коллективом всегда стояли две задачи – воспитание молодых музыкантов и творческая составляющая. Время диктует свои условия и задачи. Работа в коллективе обусловлена возрастным ограничением (в Молодёжном оркестре возраст музыкантов не превышает 35 лет, – прим ред.). За это время многие ребята выросли и стали профессиональными музыкантами, соответственно, и уровень коллектива вырос. Но, с другой стороны, мы должны думать о творческом обновлении. Хотелось бы снивелировать этот момент, сохранить тот уровень, который был достигнут. 2023 год объявлен президентом годом педагога и наставника. И эту задачу мы планируем реализовать в нашем коллективе. Из тех ребят, которые достигли возрастного ценза, сформируется команда наставников, которые будут полезны молодым музыкантам.
Блиц-опрос
- Какой палочкой дирижируете?
Которую сделал сам.
- Дирижировать по партитуре или знать её наизусть?
Предпочитаю дирижировать без партитуры. Мне нравится фраза, сказанная Бюловым Штраусу: «Партитура должна быть в голове, а не голова в партитуре, даже если вы сами её написали». Когда ты видишь на концерте глаза музыкантов, это поистине настоящий контакт и ощущение сотворчества.
- Если репетиция, то утренняя или вечерняя?
Предпочитаю утренние репетиции. Но этот момент для меня не принципиален.
- Классика неприкосновенна или это место для экспериментов?
Мне кажется, на дирижёре лежит большая ответственность. Классика и стала классикой потому, что она актуальна всегда. Дирижёр – своего рода медиум между композитором, музыкантами и слушателем, и поэтому любые эксперименты в этой области не должны исказить идею и смысл произведения. Несколько лет назад я исполнил премьеру произведения композитора Ольги Викторовой Beethoven First, а в своей программе «Симфо-рок» сделал фантазию на темы из музыки Бетховена. Мне кажется интересным восприятие слова «рок» в XIX веке и rock сейчас. С помощью ритм-секции попытался сделать более выразительным тот дух, который есть в этой музыке.
- Ваши интересы вне профессии?
Мне очень нравится природа и тишина. С удовольствием читаю, люблю живопись, театр и, конечно, спорт. Покататься на велосипеде, поиграть с сыном в футбол. С Борисом Березовским в мае поиграли в бадминтон, совсем недавно на гастролях оркестра в Кургане Александру Николаевичу Колотурскому проиграл один мяч в настольный теннис (смеётся). Теперь жду реванша.
Музыка – это целый мир эмоций и переживаний и, конечно, важно, чтобы для музыканта это были не просто слова, а их жизненный и эмоциональный опыт.
Беседовала Валерия Костюник. Фотографии предоставлены пресс-службой Свердловской филармонии.