Очередной, невыносимо скучный для не специалистов, труд по вопросам термодинамики немецкого физика и химика Вальтера Германа Нернста (нем. Walther Hermann Nernst, 1864 — 1941). И даже без картинок...
Но только на первый взгляд.
Факт выхода в свет этой, пусть и единственной, русскоязычной публикации сначала вызывает недоумение, а затем - неумолимо возрастающее возмущение. Этот милейший человек, лауреат Нобелевской премии по химии (1920) «в признание его работ по термодинамике», изобретатель нового метода измерения диэлектрической проницаемости и лампы Нернста (предшественницы лампы накаливания Эдисона), разработчик первого электрического фортепиано и карполюб умудрился отправить к праотцам чудовищное количество русских солдат на Восточном фронте Первой мировой войны.
Пан профессор с упоением занимался разработкой летальных боеприпасов с использованием синильной кислоты, хлора, фосгена, дифосгена и трифосгена. Его неутомимые эксперименты по усилению действия фосгена газообразным хлором с увеличением концентрации русская армия имела возможность оценить в столкновениях 12 июня 1915 года.
Оценила. Ужаснулась. Но господин академик все не унимался и разработал «C-мину», в которой содержался «K-материал» (жидкий продукт реакции метанола и фосгена), впервые примененную на фронте против русских 29 июля 1915 года, и самозабвенно трудился над увеличением дальнобойности и смертоносности снарядов, отдавая предпочтение составам, уничтожающим противника наиболее долгим и мучительным способом. Нернст был одним из создателей «Ni-пуль» и «T-гранат». Для целей обстрела гранатами он разработал соответствующие пневматические миномёты и убедился в их действенности при фронтовых использованиях 30 июля и 1 августа 1915 года на пойманных противниках.
Вероятно Нернст (вместе со своими лучшими друзьями Карлом Дуйсбергом и Максом Бауэром) непременно надорвался бы в своих титанических усилиях по созданию смертельного химоружия, если бы в одном ряду с ним не действовали тогда лауреаты Нобелевской премии Эмиль Фишер, Джеймс Франк, Отто Ган, Густав Людвиг Герц, Макс Планк, Йоханнес Штарк и Рихард Мартин Вильштеттер.
Этот садист и извращенец, без зазрения совести душивший газом кроликов, не постеснялся подписать манифест девяносто трёх немецких интеллектуалов «К цивилизованному миру!» от 4 октября 1914, отрицавший зверства, учиненные немецкими войсками в Бельгии и факт их вторжения как таковой. Не обошла в этом обращении интеллигенция и русских: «выступать защитниками европейской цивилизации меньше всего имеют право те, кто объединился с русскими и сербами, и дают всему миру позорное зрелище натравливания монголов и негров на белую расу», а также утверждала, что «без немецкого милитаризма, немецкая культура была бы давно стёрта с лица Земли».
Благополучно выскользнув из «Списков военных преступников», составленных и распространенных после капитуляции германской империи 11 ноября 1918 года, к маю 1920-го года в списке Межсоюзнической комиссии военного контроля Нернст уже не значился. Впрочем и мировое научное сообщество возмущалось полной аморальностью некоторых светил немецкой науки совсем недолго.
Перевод его труда «Die theoretischen und experimentellen Grundlagen des neuen Wärmesatzes» (Halle/Saale, Knapp 1918) стыдливо вышел в Государственном издательстве в 1929-ом году совокупным тиражом всего в 3000 экземпляров под редакцией ученого, организатора науки, обыкновенно именуемого «отцом советской физики» - Абрама Фёдоровича Иоффе (1880 — 1960), давшего старт советской атомной программе.
Под руководством Иоффе начинали свою научную деятельность будущие Нобелевские лауреаты П. Л. Капица, Н. Н. Семёнов, Л. Д. Ландау, работали крупнейшие учёные А. П. Александров, И. В. Курчатов, И. Е. Тамм (также будущий лауреат Нобелевской премии) и многие другие.
В 50-х годах ГДР выпустило очаровательную марочку в серии "Академии наук", а сегодня "Большая российская энциклопедия" вообще считает, что Нернст ничем таким не занимался. Точнее он вообще ничем не занимался, не заполняя хронологический пробел между 1912 и 1918 годами и не давая ни единой отсылки к его работам в области разработки и внедрения в практику летального химического оружия.