Депутаты Заксобрания Калужской области предложили реформировать систему выдачи иностранцам сертификатов о владении русским языком.
Пока Министерство образования и науки по поручению Администрации Президента РФ занимается упорядочиванием проведения комплексного экзамена в масштабах всей страны, депутаты «на местах» продолжают бороться за регионализм в данной сфере, аргументируя свои предложения нехваткой инструментов контроля миграционных потоков на низовом уровне.
Депутаты Законодательного собрания Калужской области выступили с инициативой о передаче права выдачи иностранным гражданам сертификатов на знание русского языка, истории России и законодательства РФ регионам. Предполагается, что сертификат должен действовать только в пределах того российского региона, где он был выдан.
По мнению группы депутатов калужского Заксобрания, действующая система не позволяет убедиться в надлежащем уровне образования иностранных граждан.
В результате большая часть мигрантов, которые получили возможность жить и работать в России, из-за плохого знания русского языка не могут адаптироваться в обществе, что провоцирует, в том числе, криминальные инциденты.
За 2022 год работники калужского «Многофункционального миграционного центра» убедились в отсутствии нужных знаний у более чем у 500 иностранных граждан (при наличии у них сертификата о прохождении экзамена) и сообщили об этом в правоохранительные органы.
Действующие правила
Напомним, что 7 июня 2021 года в России вступил в силу закон о единой процедуре экзамена по всей стране и порядке ее проведения на федеральном уровне. Экзамены могут проводить только 14 уполномоченных образовательных организаций, которые выдают сертификаты, подтверждающие уровень знаний приезжего гражданина и действующие на территории всей страны.
По данным Media-MIG, новый порядок работы региональных экзаменационных площадок этих организаций, который должен вступить в силу с июля, предполагает жесткое закрепление каждой площадки только за одним уполномоченным ВУЗом, что повысит контроль проведения экзамена со стороны надзорных органов.
Сегодня трудовой мигрант после сдачи экзамена, например, в Московской области может спокойно переехать в поисках работы в условную Рязанскую область или въехать спустя год в Новосибирск и оформить там новый патент на работу на основании уже имеющегося и действующего три года сертификата.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 831, максимальный размер стоимости экзамена равен:
- 5 900 рублей для получения ВНЖ или РВП;
- 3 800 рублей для разрешения на работу либо патента.
Документ вступил в силу 1 сентября 2021 года и будет действовать в течение шести лет.
Привязка сертификата к региону ограничит перемещение иностранной рабочей силы между субъектами. В идиллическом воплощении новации, понятно, можно увидеть различные плюсы: мигрантам при желании сменить регион трудоустройства придется пересдавать экзамен, что может повысить уровень их подготовки и способности к адаптации, или, к примеру, может увеличить дофинансирование местных уполномоченных образовательных организаций. Порадуются и те, кто выступает за повышение материальной нагрузки на иностранца, въезжающего в РФ, а также популисты, выступающие за радикально антимигрантский курс государства.
Однако, при слабом контроле за исполнителями на уровне субъекта все это выльется в очередную торговлю сертификатами, продавливанием в список «уполномочек» всевозможных аффилированных организаций, борьбу за монополию, потерю качества экзамена, увеличение «образовательного досье» на мигранта и нагрузку на правоохранительные органы, которые на текущий момент с трудом осуществляют надзор за деятельностью всего нескольких ВУЗов, реально проводящих экзамены на территории всей России.
Немного истории
Система, которая предлагается калужскими депутатами, уже действовала в середине 2010-х годов на основании Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ и привела к серьезным затруднениям.
Тогда регионы могли самостоятельно устанавливать перечень образовательных организаций (чаще всего вузов, однако нередко туда попадали и весьма специфические организации, например, национально-культурные автономии, никогда не являвшиеся образовательными, не имевшие соответствующих лицензий), проводящих экзамены среди иностранных граждан, а также утверждать форму, порядок и стоимость его проведения, а также срок действия сертификата. Как результат, качество экзамена, оставалось на низком уровне, поскольку порой его принимали специалисты без необходимого опыта и знаний, а форма экзамена везде была разной.
Из-за разрозненности результатов объективной картины языковых навыков трудовых мигрантов такая система не давала, порождая одновременно массу коррупционных факторов.
Отчасти проблемы сохранились и до настоящего времени, когда в комиссию уполномоченного ВУЗа, принимающую у иностранца экзамен, попадают люди без профильного высшего образования, либо когда организации с крайне сомнительной репутацией попадают в список контрагентов уполномоченного ВУЗа. Новации Минобрнауки нацелены на исключение подобных сценариев и при централизованной федеральной модели проведения экзамена с ограниченном числом уполномоченных организаций это должно дать результаты.
Добавим, что отдельные российские вузы регионального масштаба часто не справляются даже со своей непосредственной задачей — с обучением и адаптацией иностранных студентов. Это тем более ставит под сомнение необходимости включения таких вузов в перечень для обслуживания десятков тысяч трудовых мигрантов.
Решать эти вопросы на уровне регионов, как показывает опыт, не эффективно. Однако у депутатов Заксобрания Калужской области о прошлом опыте сохранились, похоже, совсем иные воспоминания.