Кто бывал в Летнем саду Петербурга, тот не мог пройти мимо памятника Ивану Андреевичу Крылову. Наш классик-баснописец стал вторым русским писателем, который после смерти удостоился чести быть воплощенным в бронзе в общественном месте. (Первый памятник был поставлен в Симбирске Карамзину.)
Что самое примечательное — памятник создан на народные деньги. Вскоре после кончины Крылова в 1844 году сбор денег объявила газета «Петербургские ведомости». По подписке было собрано то ли 13, то ли 30 тысяч рублей (в источниках нет единогласия на этот счет). В любом случае сумма по тем временам огромная. Но и бронзовый монумент высотой более 6 метров — удовольствие недешевое. (Для сравнения: по ценам того времени говядина стоила 40 коп. за кг). Сбор денег закончился в 1848 году. Выходит, дедушка Крылов был очень популярен в народе, коли удалось собрать пожертвований на целый памятник. (До этого только Минин и Пожарский были удостоены такой чести — быть увековеченными за народные средства)
Памятник был отлит в 1855 году. Это и понятно — изваять такую махину из бронзы быстро невозможно. Кстати, эскиз создавался не самим скульптором Клодтом, а его другом — художником А. А. Агиным.
Надо отметить, что бронзовый баснописец на удивление гармонично вписался в беломраморный ансамбль Летнего сада. А ведь общественность долго спорила, где поставить памятник — на набережной, около Государственной публичной библиотеки, в Александро-Невской Лавре (там похоронен Крылов) или даже на Васильевском острове.
На Летнем саду настоял создатель монумента, выигравший конкурс у других маститых скульпторов, — Петр Карлович Клодт, который к тому времени уже был хорошо известен в России и за ее пределами. И логика очень простая — в Летнем саду есть статуя Эзопа и лабиринт Эзоповых басен (большинство скульптур лабиринта погибло при наводнениях 1777 и 1824 годов).
Основание памятника составляет 3 метра в высоту, и оно очень примечательно: архитектор создал единую рельефную композицию (горельеф) из героев 36 басен Крылова.
Понятно, что барон Клодт — мастер серьезный, а изображение животных – вообще его конёк (уж простите за каламбур, ансамблем на Аничковом мосту навеянный), поэтому зверюшки у него получились очень реалистичные и совсем не сатирические. Но удивительно, что при таком объеме работы и таком трудном материале, как бронза, каждый персонаж со своим характером. И каждый вылеплен с участием натурщика. Причем некоторые звери даже временно квартировали в мастерской Клодта: ручные волк, лиса, осел, макака и, вы не поверите, медведь. К слону, естественно, пришлось скульптору самому ходить в гости в царский слоновник. В общем, в Петербурге удалось найти даже льва и снежного барса.
Фигура сидящего с книгой писателя возвышается над постаментом на 3,5 метра. Часто пишут, что Крылов углублен в чтение. Я бы так не сказала. Со своей высоты писатель взирает на проходящих мимо людей. Такое впечатление, что он обдумывает прочитанное или высматривает среди гуляющих какой-то подходящий типаж для новой басни.
Героев каких басен вы узнали на горельефе памятника Крылову?
Спасибо, что дочитали!
Словесный бардачок пишет для вас.
А ваша подписка — неоценимая поддержка труда автора!