Найти тему

Что спрятала яблоня?

«В искусстве люблю точность выражения, завершенность формы, в моем, конечно, понимании…», - говорил Дмитрий Дмитриевич Жилинский.

Жилинский, автопортрет
Жилинский, автопортрет

Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927-2015)- советский и российский живописец и график, педагог, профессор. Его по праву можно назвать одной из главных фигур советского искусства 60х годов. Стиль Жилинского нельзя отнести к какому-либо течению: но несёт в себе яркие черты индивидуализма художника, коммуникабельности со зрителем и глубокого самоанализа. Отличительная черта этого художника в том, что в тех коротких моментах жизни, он запечатлел вечность. Все его образы достаточно ясны и однозначны. Узнаваемы произведения Жилинского и по колористическому решению (тона очень чистые), плавности и пластичности линий, а также гармоничности. Интересно и то, что художник, в основном, пишет темперой по левкасу, что придает «звучание» цвету.

Изучая картины художника можно сказать, что в своём творчестве он испытал большое влияние древнерусской иконописи, а также Ренессанса. Сегодня же я хочу рассказать об одной его картине, называющейся «Под старой яблоней».

«Под старой яблоней» на первый взгляд – просто картина на бытовой сюжет. Но всё не так как кажется.

Жилинский, "Под старой яблоней"
Жилинский, "Под старой яблоней"

Во-первых, она посвящена матери художника и несёт в себе достаточно трагичный подтекст.

Анастасия Федоровна, мать художника, которой посвящены многие произведения Жилинского, изображена старухой. Она стоит на переднем плане, а рядом с ней двое детей – её внуки. Картину обрамляет авторская рамка, на которой также изображены две фигуры. Что-то напоминает, правда?

А напоминает икону жития – обычно в центре такой иконы изображается фигура святого, а вокруг – сцены из его жизни. Так и здесь слева Жилинский изобразил своего отца – Дмитрия Константиновича. Он был репрессирован, а затем расстрелян, но в итоге оправдан. А справа написан образ брата художника, который погиб на фронте.

-5

Теперь посмотрим на композицию картины. Точку зрения можно определить как «сверху», а перспектива обратная. За счёт этого создаётся глубина картины. Обычно обратную перспективу используют в иконописи, а также в произведениях средневековья.

На яблонях в картине столько зрелых, сочных плодов, что ломятся ветки. Мы видим несколько опор для них, но важно то, что одна из них в виде креста. Сразу возникает мысль об некой отсылке к христианской символике – крест, Иисус Христос, распятие. Тогда яблоки тоже приобретают свой смыл.

фреска Мазаччо "Изгнание из Рая"
фреска Мазаччо "Изгнание из Рая"

Всем известно, что согласно Библии, первыми людьми на земле, которых сотворил Бог, были Адам и Ева. Знаем мы и про первородных грех, за который они были изгнаны из Рая. Состоял он в том, что безгрешные Адам и Ева, искушённые дьяволом, вкусили плод запретного дерева. Огромная яблоня и может хранить в себе это значение. Интересно, что плющ обвевает только опору в виде креста. Он чем-то напоминает очертания змея-искусителя из этого эпизода Библии.

Теперь смысл распространяется и на детей, собирающих яблоки. Их всего двое – девочка, с огромной корзиной плодов (как Ева) и мальчик, собирающийся попробовать яблоко (как Адам). Тогда стоит поговорить и о старухе. Она смотрит в правый угол картины. В роли матери художника она может смотреть даже на раму произведения – на второго сына. Вторую же её роль точно не определить: она может быть постаревшей Евой, с сожалением смотрящей на яблоки, может отображать всех людей, видящих то, что породило первородный грех, и даже может быть воплощением Бога. В любом случае женщина стара, что может означать её мудрость.

-8

Всё это уже, во-вторых.

Также нужно не упустить и любопытное соседство жизни и смерти в картине. Всю сцену с яблоней на которой тысячи плодов можно представить как кладезь жизни. Мы видим и три возраста – маленький мальчик, молодая девушка и старушка. Возникает мысль: а вдруг мальчик и девочка, собирая яблоки, дают им жизнь. Всё это гармонично соседствует друг с другом.

А вот на раме изображены уже мёртвые. Кстати, многогранно их интерпретировать у меня не получилось. Можно сказать, что они, как люди, уже прожившие свою жизнь и оставившие воспоминании о себе, приобрели определённый облик. Проще говоря, мы знаем, что они – это они, и больше никто. В жизни на себя можно применять много «масок», а вот после смерти уже не получится. Также то, что они находятся за пределами живописного полотна, говорит о том, что есть разделение между жизнью и смертью.

И напоследок нужно сказать и о названии. «Под старой яблоней» звучит вполне обычно, однако, раз уж мы говорим о различных интерпретациях, то напрашивается вывод: название тоже должно иметь смысл, потому что оно всегда отображает смысл произведения, которому принадлежит. Так можно сказать, что «Под старой яблоней» говорит о некоем сокрытии мира. Если брать во внимание, что картина имеет сложный религиозный подтекст, то можно утверждать, что яблоня, которая в прямом смысле окружает троицу является домом для этого маленького мира. Кстати, если это так, то разграничение жизни и смерти чувствуется ещё сильнее: мало того, что «смерть» изображена на раме картины, на не полотне, так ещё и «жизнь» на ней спрятана под яблоней. Про неё можно сказать - «стара, как мир».

-10

Вот таким образом одна деталь на картине художника может потянуть за собой целую нить смыслов и интерпретаций. Вообще, «Под старой яблоней» во многих источниках интерпретируется как картина на бытовой сюжет. Однако, есть в ней и такие интересные символы. Так что правильно ли то, что написано в этой статье – неизвестно: что хотел сказать художник мы не знаем.

Пишите в комментарии, что вы думаете по поводу этой картины. А может вы найдёте ещё что-то интересное?