«В искусстве люблю точность выражения, завершенность формы, в моем, конечно, понимании…», - говорил Дмитрий Дмитриевич Жилинский.
Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927-2015)- советский и российский живописец и график, педагог, профессор. Его по праву можно назвать одной из главных фигур советского искусства 60х годов. Стиль Жилинского нельзя отнести к какому-либо течению: но несёт в себе яркие черты индивидуализма художника, коммуникабельности со зрителем и глубокого самоанализа. Отличительная черта этого художника в том, что в тех коротких моментах жизни, он запечатлел вечность. Все его образы достаточно ясны и однозначны. Узнаваемы произведения Жилинского и по колористическому решению (тона очень чистые), плавности и пластичности линий, а также гармоничности. Интересно и то, что художник, в основном, пишет темперой по левкасу, что придает «звучание» цвету.
Изучая картины художника можно сказать, что в своём творчестве он испытал большое влияние древнерусской иконописи, а также Ренессанса. Сегодня же я хочу рассказать об одной его картине, называющейся «Под старой яблоней».
«Под старой яблоней» на первый взгляд – просто картина на бытовой сюжет. Но всё не так как кажется.
Во-первых, она посвящена матери художника и несёт в себе достаточно трагичный подтекст.
Анастасия Федоровна, мать художника, которой посвящены многие произведения Жилинского, изображена старухой. Она стоит на переднем плане, а рядом с ней двое детей – её внуки. Картину обрамляет авторская рамка, на которой также изображены две фигуры. Что-то напоминает, правда?
А напоминает икону жития – обычно в центре такой иконы изображается фигура святого, а вокруг – сцены из его жизни. Так и здесь слева Жилинский изобразил своего отца – Дмитрия Константиновича. Он был репрессирован, а затем расстрелян, но в итоге оправдан. А справа написан образ брата художника, который погиб на фронте.
Теперь посмотрим на композицию картины. Точку зрения можно определить как «сверху», а перспектива обратная. За счёт этого создаётся глубина картины. Обычно обратную перспективу используют в иконописи, а также в произведениях средневековья.
На яблонях в картине столько зрелых, сочных плодов, что ломятся ветки. Мы видим несколько опор для них, но важно то, что одна из них в виде креста. Сразу возникает мысль об некой отсылке к христианской символике – крест, Иисус Христос, распятие. Тогда яблоки тоже приобретают свой смыл.
Всем известно, что согласно Библии, первыми людьми на земле, которых сотворил Бог, были Адам и Ева. Знаем мы и про первородных грех, за который они были изгнаны из Рая. Состоял он в том, что безгрешные Адам и Ева, искушённые дьяволом, вкусили плод запретного дерева. Огромная яблоня и может хранить в себе это значение. Интересно, что плющ обвевает только опору в виде креста. Он чем-то напоминает очертания змея-искусителя из этого эпизода Библии.
Теперь смысл распространяется и на детей, собирающих яблоки. Их всего двое – девочка, с огромной корзиной плодов (как Ева) и мальчик, собирающийся попробовать яблоко (как Адам). Тогда стоит поговорить и о старухе. Она смотрит в правый угол картины. В роли матери художника она может смотреть даже на раму произведения – на второго сына. Вторую же её роль точно не определить: она может быть постаревшей Евой, с сожалением смотрящей на яблоки, может отображать всех людей, видящих то, что породило первородный грех, и даже может быть воплощением Бога. В любом случае женщина стара, что может означать её мудрость.
Всё это уже, во-вторых.
Также нужно не упустить и любопытное соседство жизни и смерти в картине. Всю сцену с яблоней на которой тысячи плодов можно представить как кладезь жизни. Мы видим и три возраста – маленький мальчик, молодая девушка и старушка. Возникает мысль: а вдруг мальчик и девочка, собирая яблоки, дают им жизнь. Всё это гармонично соседствует друг с другом.
А вот на раме изображены уже мёртвые. Кстати, многогранно их интерпретировать у меня не получилось. Можно сказать, что они, как люди, уже прожившие свою жизнь и оставившие воспоминании о себе, приобрели определённый облик. Проще говоря, мы знаем, что они – это они, и больше никто. В жизни на себя можно применять много «масок», а вот после смерти уже не получится. Также то, что они находятся за пределами живописного полотна, говорит о том, что есть разделение между жизнью и смертью.
И напоследок нужно сказать и о названии. «Под старой яблоней» звучит вполне обычно, однако, раз уж мы говорим о различных интерпретациях, то напрашивается вывод: название тоже должно иметь смысл, потому что оно всегда отображает смысл произведения, которому принадлежит. Так можно сказать, что «Под старой яблоней» говорит о некоем сокрытии мира. Если брать во внимание, что картина имеет сложный религиозный подтекст, то можно утверждать, что яблоня, которая в прямом смысле окружает троицу является домом для этого маленького мира. Кстати, если это так, то разграничение жизни и смерти чувствуется ещё сильнее: мало того, что «смерть» изображена на раме картины, на не полотне, так ещё и «жизнь» на ней спрятана под яблоней. Про неё можно сказать - «стара, как мир».
Вот таким образом одна деталь на картине художника может потянуть за собой целую нить смыслов и интерпретаций. Вообще, «Под старой яблоней» во многих источниках интерпретируется как картина на бытовой сюжет. Однако, есть в ней и такие интересные символы. Так что правильно ли то, что написано в этой статье – неизвестно: что хотел сказать художник мы не знаем.
Пишите в комментарии, что вы думаете по поводу этой картины. А может вы найдёте ещё что-то интересное?