Давайте поговорим сегодня о Смольном институте, где девушки получали образование в 18 веке. Дом благородных девиц принимал девочек в возрасте шести лет, и они заканчивали школу взрослыми восемнадцатилетними девушками, готовыми выйти замуж.
Что касается женского образования, то его развитие связано с именем Екатерины Великой. Именно по ее указу немецкая принцесса в 1764 году основала Смольный институт, который стал первым учебным заведением для женщин в России. Институт был закрыт в 1932 году.
Как и в любом институте, в Смольном существовали правила. Давайте посмотрим, чему и как учили в Доме благородных девиц.
Первое правило нового учебного заведения состояло в том, что после того, как вы отдали свою дочь на обучение, вы не могли забрать ее обратно до окончания курса. Перед отправкой девочек в Смольный родственники должны были подписать контракт, в котором говорилось, что они не могут требовать возвращения своей дочери во время ее учебы. Если правило нарушалось, учреждение не несло ответственности за образование или моральный облик девочки.
В самом институте существовали строгие правила. Девушки придерживались строгого графика, а встречи с родственниками разрешались только по праздникам и выходным. На каждой встрече присутствие научного руководителя было обязательным.
Девушки допускались к обучению раз в три года. Если кто-либо из студентов покидал институт, ее место оставалось незаполненным.
Весь курс был разделен на 4 занятия в соответствии с возрастом учащихся. Первое занятие было разделено на 4 части, каждую из которых вели разные учителя. Первыми изучаемыми предметами были танцы, шитье и вязание.
После того как девочки немного подросли, их познакомили с русским языком и арифметикой. Их обучали иностранным языкам и правилам этикета. На этом этапе студенты также учились рисованию, пению и игре на музыкальных инструментах.
Во втором классе были все вышеупомянутые дисциплины, но список предметов был дополнен географией, историей и умением вести домашнее хозяйство.
Одним из специальных предметов для студентов Смольного была наука ухода за собой, своими волосами и одеждой.
Третий класс был разделен на 2 части. Здесь девочек знакомили с изучением литературы и читали книги о морали и истории. Кроме того, им предстояло изучить основы геральдики и архитектурной композиции.
Девочек готовили на роль домохозяек. Каждая леди должна была уметь составлять бюджет, следить за хозяйством на кухне и сшить платье из подручных материалов.
Руководство института стремилось развивать творческие способности студенток. Для этого все девушки писали пьесы и ставили театральные постановки от начала до конца.
На последнем курсе был еще один трудный предмет. Молодые леди начали изучать Закон Божий. Как и прежде, наука ведения домашнего хозяйства и повседневной жизни оставалась самой важной.
Девочек учили тому , чтобы:
- правильно общайтесь с продавцами
- рассчитать расходы
- оцените качество товара.
Выпускникам было поручено заботиться о младших классах.
Образование подготовило девочек к реальной жизни. Они изучали науки, которые были бы им полезны, и развивали свой интеллектуальный кругозор. С какими бы условиями они ни сталкивались в жизни, они могли положиться на полученные знания.
Вопрос питания оставался самым строгим. Девочек учили жить скромно и без излишеств.
Типичное дневное меню выглядело примерно так:
- чай с хлебом ранним утром
- завтрак из хлеба и каши, небольшого количества сливочного масла или кусочка сыра
- обед состоял из порции постного супа. Отварное мясо и кусочек сладкого пирога на десерт
- вечером чай с хлебом.
В течение года было несколько периодов поста, когда меню упрощалось. В такие дни завтрак состоял из отварного картофеля, а на обед им давали суп с кашей и отварную рыбу.
Педагоги Смольного придерживались не меньших стандартов. Самым важным было то, что в личной истории учителей не было серых пятен. Учитель был, прежде всего, примером для учеников. Учительница должна была научить девочек вести себя мудро и сохранять достоинство, но в то же время оставаться естественными и жизнерадостными, демонстрируя при этом свою кротость и добродетель.
В уставе также был прописан главный враг образования. В нем рассматривалось безделье. Не менее вредными для молодых студентов были грусть, скука и задумчивость.
Иногда учителей-мужчин привлекали к работе. Однако их уроки проходили под строгим наблюдением старшего преподавателя, и учитель не имел права отклоняться от плана урока.
Но такие строгие правила не означали полного заточения. Девочки все равно увидели свет, даже если это было в стенах их собственного учебного заведения.
Каждое воскресенье Смольный институт посещали светские дамы и джентльмены. Студенты устраивали концерты, спектакли и просто общались с гостями. Иногда они музицировали или были приглашены кадетами на бал.
Старшеклассницы приветствовали гостей и сыграли роль домохозяек.
Решающим событием стал экзамен в присутствии императорской семьи. Всем студентам были вручены сертификаты. Во время правления Екатерины Великой только 6 студентов стали лучшими. Затем им была предоставлена придворная должность. Кто-то стал фрейлиной.
Устав Смольного отпраздновал:
осмысленная работа с радостью
вера
образование в его практическом понимании
доброта
благородство.
Интересный факт: выпускницы Смольного стали прототипами женщин в романах Лермонтова, Пушкина и Тургенева.
Хотели бы вы возродить старую традицию? Ваш лайк, комментарий и подписка будут лучшей наградой. Большое вам спасибо. Скоро увидимся!