Найти в Дзене
Эглит говорит.

Исповедь дизайнеρа: как мы обманываем людей и примеры того как вы ведётесь на рекламу.

Оглавление

За 10 минут я переверну ваше отношение к обыденности.

Я раскрою тайны дизайн-ордена, расскажу как мы управляем вниманием людей и заставляем их делать то, что нужно нам. Это полезно маркетологам, дизайнерам, предпринимателям, интересующимся современной культурой и единоборством против уловок рекламы.

Если для вас дизайн — это красивая картинка, изящная обложка или классный сайт, то вы заблуждаетесь.

Ну-c, расскажи-ка, чего я не знаю.
Ну-c, расскажи-ка, чего я не знаю.

Всё покупается: любовь, искусство, планета Земля, вы, я... Особенно я.
Человек — продукт. Как и всё прочее — с ограниченным сроком годности... Я рекламщик. Я заставляю вас мечтать о том, чем вы никогда не сможете обладать. У нас небо всегда голубое, девчонки всегда красивые... Совершенное счастье, подретушированное с помощью фотошопа. Думаете, я делаю мир прекрасней? Как же...
© 99 Франков

Кто говорит?

Меня зовут Слава Эглит, бренд-дизайнер и креативный-директор.

-2
  • Работаю с люкс сегментом, топ-экспертами и премиум продуктами.
  • Служил для больших: Сбербанк, Альфа, Siemens, Schüco, SAP, Nestle.
  • Мои презентации крутили на бизнес-форумах Crocus City Hall, Синергия
  • Работал с крупнейшими блоггерами в РФ и участвовал в крупных запусках инфопродуктов (например, 114 тыс. человек в онлайн одновременно смотрели вебинар)
  • Обучаю предпринимателей, дизайнеров и маркетологов
  • 9 лет опыта в дизайне, +140 проектов итд.
  • Блог в телеграм: @eglitgram

А теперь, по делу.

Сначала определим что такое дизайн.

Вы пойдёте делать зубы к сантехнику? Стоматолог не будет чинить ваши трубы. Так оставьте-же дизайн для дизайнеров. © Э.

Открыв капот машины вы не найдёте дизайна, там только «механические кишки», но всё работает — это есмъ инженерия. Инженер делает так, чтобы все процессы безотказно работали, и, как правило, вся конструкция скрыта от любопытных глаз.

Архитектор проектирует здание так, чтобы оно было удобным и функциональным, прочным и устойчивым.

Дизайн — это внешняя инженерия. То, что всегда на виду, но должно работать как швейцарские часы. Именно дизайн и брендинг делают из механической коробки с проводами «luxury Mercedes S-Class», а из системных плат всем известный «iPhone X».

-3

Дизайнер — проектировщик, психологический архитектор и визуальный инженер, об этом даже не соврёт википедия. Он делает жизнь проще, удобнее и приятнее. Если дизайн не выполняет свою функцию — это плохой дизайн.

Если по запросу «дизайн студия» вам выдаст маникюрный салон, 
то не удивляйтесь, ''красные ноготочки'' — это тоже дизайн, 
а их функция — привлечение самца. © Э.

Дизайн — это функция.

Бренд — это эмоция.

Ꝃак ɾρаφическиӥ диᴣаũн упρавлят ԓюдьϻͷ?

-4

Примеры:

▪ Знаете в каких тюрьмах больше агрессии от заключённых? Вовсе не там где маньяки-психопаты, а там где униформа ярко-оранжевая. Цвет импульсивный.
▫ Когда сменили цвет на бледно-зелёный преступлений стало меньше, пастельные тона успокаивают.

▪ Стоит ли упомянуть, что фанаты «Спартака» самые агрессивные?
▫ А ещё фанаты других команд по всему миру с красными и жёлтыми знамёнами, такие цвета возбуждают нервную систему к действиям.

▪ Эксперимент: в разные по цвету чашки налили кофе. Самым насыщенным оказался вариант в красной кружке… но кофе был везде одинаковым. Nescafé?
▫ Красный возбуждает аппетит, синяя кружка добавляет сладости, а белая визуально делает кофе более тёмным, этим кажется более горьким. Из какой кружки кофе самый ароматный? Правильно, из зелёной :) Последнему, кстати, нас научила реклама.

▪ Задумывались, почему бойцы на ринге в красном и синем?
Словно Coca-Cola и Pepsi. Вспомните про таблетки из матрицы.
▫ Красный и синий рядом это позиция выбора, при том красный больше для экстравертов, синий для интровертов. Красный эмоция, синий рационализм.

▪ Кафе получало негативные отзывы о кухне. Стоило сменить цвет стен с фиолетового и продумать освещение, как блюда стали вкуснее. Магия?
▫ Никакой магии. Биологическая психология. С этим и работает дизайнер.
В природе реже встречается синяя и фиолетовая еда.

Если думаете, что вы выбираете сами, 
значит за вас уже выбрали © Э.
-5

Ӄак ꜿто ꝑаботӕт?

Любите тесты? У меня есть для вас один.

Есть 4 фигуры. Представьте их персонажами, как они себя ведут?
Как они взаимодействуют друг с другом? С кем бы вы дружили?
Какой у каждого характер?

Ответ на тест будет чуть позже. Уделите ему 30 секунд.
Ответ на тест будет чуть позже. Уделите ему 30 секунд.

Техника

Какой «логотип» увереннее себя чувствует на бездорожье? 
А какой пачкать жалко?
-Конечно Джип, он ведь такой стойкий!
-Конечно Джип, он ведь такой стойкий!
А теперь? :)
Мерс стал жёстче, а джип изящнее.
Мерс стал жёстче, а джип изящнее.

Почему большинство технологических компаний синие? Это не совпадение. Ответ уже есть в вопросе.

-9

Синий — холодный цвет. Его ассоциируют с металлом, технологиями, рациональностью и надёжностью, но в первую очередь с компьютерами.

-Э, а кэнон, никон и кодак не синие, почему?
-Потому что фотография — это эмоция.
И продают людям радость момента, а не фотоаппарат. 
Кстати, SONY , строго чёрные — акцент на профессионализм.
Lenovo тоже сменили логотип на красный и стали активно продвигать бренд как эмоциональный.
Lenovo тоже сменили логотип на красный и стали активно продвигать бренд как эмоциональный.

Еда

А как на счёт продуктов питания? 
Совпадение? 
Нет.

-11

Большинство фруктов и овощей красные, оранжевые, желтые и зелёные.
«Свежесть» продуктам может придать контрастный фон: лимоны в фиолетовой коробке будут казаться желтее, а помидоры насыщеннее на зелёном фоне.
Обратите внимание, когда в следующий раз будете в хорошем магазине :)

-12

Но, если вы сделали вывод, что все продукты должны быть строго красные или зелёные, то имейте ввиду, что не так всё просто. Каждому продукту свой цвет. Помните про кофе и синий цвет чашки? Посмотрите на сгущёнку.

Слева сладкая сгущёнка, а справа чувствуется привкус говядины
Слева сладкая сгущёнка, а справа чувствуется привкус говядины

Молочку, как правило делают бело-синий и реже бело-красной. Питьевой йогурт для похудения и сметана это не одно и тоже.

-14

Газировка

Что на счёт содовой? Для каждой группы людей есть своя газировка. Посмотрите на шрифты и цвет. Фанта — инфантильная, игривая, такой образ продукта рассчитан на детей. Спрайт для подростков, Кола — для общения, праздников и встреч. Пепси — играет на чувстве причастности к большей группе, например футбольных фанатов.

Продукт выглядит как его покупатель. © Э.

Цветом упаковки вся история тоже не ограничивается. 
Взгляните, это «Pepsi crystal» и «Coca-cola clear».
Чувствуете что изменился вкус?

-15

Вкус не изменился, но вот его ощущение у нас поменялось.

Как думаете, сколько они продержались на рынке? Не долго :)
На самом деле прозрачная кола это спец-заказ для советского союза, чтобы не было «американщены».

Бесцветная кока-кола была произведена в 1940-х годах по просьбе Георгия Жукова лично для него.
Бесцветная кока-кола была произведена в 1940-х годах по просьбе Георгия Жукова лично для него.

А что тебе больше нравится Pepsi или Coca-cola? А отличить сможешь?
Имею наглость с тобой поспорить :)

Парадокс.

Есть так называемый «Парадокс пепси». Слепой эксперимент: в 2 прозрачных стаканчика налили колу и пепси и просили людей сказать что больше нравится. Большинство всегда отдавали предпочтение pepsi, но когда им давали банки с логотипами, то они выбирали coca-cola.

-17

Когда тот же эксперимент провели с подключённым томографом, то оказалось что красная банка активирует отделы мозга отвечающие за удовольствие, а в другом случае нейтральные стаканчики активировали аналитические зоны и люди больше думали о вкусе.

Есть так называемый «Парадокс пепси». Слепой эксперимент: в 2 прозрачных стаканчика налили колу и пепси и просили людей сказать что больше нравится. Большинство всегда отдавали предпочтение pepsi, но когда им давали банки с логотипами, то они выбирали coca-cola.

Уже забыли про тест?)

Я проводил этот тест лично раз 30. Ответы примерно такие:

● Зелёный круг — добрый, всем рад, общительный, заботливый.

▲ Красный треугольник — агрессивный и стремительный. Он сам за себя.

■ Желтый квадрат — оптимистичный и импульсивный.

♦ Синий параллелограмм — стремительный, надёжный.

Тинькофф мне не заплатили, по этому их рекламы не будет.
Тинькофф мне не заплатили, по этому их рекламы не будет.

Это называется ассоциативная форма. Любой объект, если сосредоточить внимание, будет иметь «личность» и характер. Каждое такое описание субъективно, но имея количество мнений можно вывести объективную оценку. Взять к примеру КАМАЗ, MINI Cooper и Ferrari, «превратите» их в персонажей и посмотрите как они выглядят. Получится идеальный портрет их клиента.

Именно характер бренда можно легко «упаковать» в персонажа.

-19

Да-да, тут тоже замешана биологическая психология. Просто мы так воспринимаем реальность и с этим нужно жить. Действительно ли форма лица человека влияет на характер — тема отдельного исследования, но это не сюда :)

Решает не только форма, но и цвет.

Махнём цвета логотипов местами. Что получатся?
Махнём цвета логотипов местами. Что получатся?

«Сбербанк» стал более строгий, как почтовое отделение, банкоматы перестали ломаться. А «ВТБ» наоборот стал дружелюбнее, но теперь как чувствуется местечковый банк 3х4 метра и сотрудники студентки.

ВТБ магазин-интим и нацистский Райффайзен >:)
ВТБ магазин-интим и нацистский Райффайзен >:)

Логотипы выражают политику компании.

Когда заходим на сайт сбера, что видим?
Кто клиент Сбера? — пенсионеры и студенты.

Минимальные суммы перевода между картами. 
Невыгодные условия для бизнеса и вкладов.

-22

Кто клиент Альфы? — Альфа.
Уверенный предприниматель. Направление банка — бизнес. Если вы маленький ИП — вы не нужны и вас заблокируют за маленький оборот.

-23

Кто клиент Райффайзен? — Оптимист.
Банк помогает малому бизнесу и молодым семьям. Вернее они помогают банку.

-24

Раньше было так. Но теперь, банки убрали человека на задний план и превратили его в "карту".

-25

Что ты там говорил про обман людей?

Ну да. Вот перед тобой 2 банки.
Как думаешь, какая разница во вкусе?

-26

Продолжу на другом примере.

Colgate

Перед вами 8 разных упаковок Colgate. От 74 до 296 рублей за тюбик.
При том те что дешевле 100мл, а те что дороже слева 75мл. Что там такого в составе что удорожает продукт в 5 раз? Правильно, ничего.

Серьёзно, у меня был разговор с экспертом который занимается розливом и укупоркой тюбиков для десятков разных компаний, состав бывает один и тот же, отличается только упаковка. И такое очень часто :)

Для каждого человека дизайн по его кошельку.
Для каждого человека дизайн по его кошельку.

Когда человек выходит из дома, зная что он чистит дорогой пастой зубы, он здоров и он сияет, он уверен в себе. Приходит на конференцию и заключает сделку на миллионы долларов. А кроме пасты у него хороший парфюм и дорогая одежда, он внушает и даже излучает успех.

Так…сколько говорите наценка у пасты, в 5 раз?
А твоя уверенность в жизни стоит 200р раз в 3 месяца?

Запомни, бренд — это идеальное зеркало. Они продают разные эмоции. AXE effect как раз и сыграл на этом, «пшикнул» и за тобой очередь прекрасных дам, а ангелы падают с небес. Уверенность - вот что они продают.

-28

А ещё бывает так:

Fitoguru сделал особые сыворотки из натуральных фруктов и ягод. Эти микстуры повышают энергию, вводят в тонус, улучшают зрение и интеллект.

-29

Поверил? Да это же просто обычный компот. 
Это тебе к слову о маркетинге.

Какой дизайн лучше?

-30

Я вам так скажу — они оба превосходны. Они идеально коммуницируют со своими клиентами. Серьёзно, представь: оставить те-же товары и цены, но поменять их фирменный стиль местами, что произойдёт?
Они потеряют почти всю свою Ц-А. Никто просто не поймёт что происходит.

Если представлялка не работает, давай помогу :)

В следующий раз, когда тебя просит где купил одежду, скажи что в Funny Price :)
В следующий раз, когда тебя просит где купил одежду, скажи что в Funny Price :)
А вот и локализация подъехала…
А вот и локализация подъехала…

Хороший дизайнер не старается обмануть покупателя завернув говно в конфетку, отнюдь он так и скажет на упаковке: фантики с говном.
Это решает задачу для бизнеса, как ни странно.

Люди не глупые, они сразу понимает что к чему.
Дизайнер в первую очередь делает для людей, потом для бизнеса.

Если вы продаёте дешевые пластиковые окна, не нужно делать крутой глянец с минимализмом — сделайте чёрно-белый газетный клочок, напишите крупно самым простым шрифтом - покупать будут лучше. Вру? Это реальная история :)

И последнее. Эффективный дизайн — раздражает.

Простите, раздражитель - это биологический термин. Дизайн должен запоминаться и обсуждаться, иногда он должен дарить счастье, а иногда делать больно. Например… вспомните рекламу Нурофен и у вас заболит голова.

-33
-34

А вы думали они вас избавить от боли хотят? Нет, они сначала вам сделают больно, а потом продадут. Sorry guys, just a business :)

Как продать воздух? Сказать что другой воздух вокруг вредный, вызывает старение и сушит кожу. Easy.

₽еᴣюϻе.

Дизайнер должен разбираться в теории цвета, композиции, типографике, маркетинге, продукте, а самое главное в людях, их привычках и психике.

Кстати, больше такого контента будет тут: @eglitgram

#дизайн #реклама #маркетинг #психология