Найти тему

Мультики - это серьёзно. Как Disney наказывает всех вплоть до организаторов “Оскара” за использование своих героев

Помимо создания мультфильмов корпорация Disney славится яростной защитой авторских прав на персонажей, которых воплощает в жизнь.

«Это компания, которая однажды заставила детский сад во Флориде удалить несанкционированную фреску с изображением Минни Маус. В 2006 году Disney заявила каменщику, что вырезание Винни-Пуха на детском надгробии нарушает авторские права», – пишет The New York Times.

В 2020 году филиал Disney взимал с начальной школы 250 долларов за показ «Короля Льва» на мероприятии по сбору средств P.T.A. («Ассоциация родителей и учителей») без разрешения. Последовавшая за этим волна негодования в СМИ оказалась настолько сильной, что Роберт А. Айгер, исполнительный директор корпорации, извинился и выразил намерение сделать личное пожертвование.

«Дисней» борется за права даже с частными лицами: после полутора лет публикаций в социальных сетях контента с копией Subaru BRZ Lightning McQueen на Криса (тиктокер @ninefivegarage) подали в суд за «близкое сходство с интеллектуальной собственностью».

Молния Маккуин – звезда мультфильма «Тачки» Диснея (2006). Автомобили и их продолжения «Тачки 2» (2011) и «Тачки 3» (2017) послужили источником вдохновения для создания машины Криса, которую он продемонстрировал в вирусных постах. Со временем это внимание принесло автору канала звание крупнейшего аккаунта на тему Lightning McQueen в мире и разбирательство в суде.

В начале апреля прошлого года Крис получил письмо от Disney и поделился новостью о начавшемся судебном процессе, который продлился несколько месяцев.

В конечном счете корпорация не позволила Крису создавать контент с Subaru BRZ, поскольку она была слишком идентична упомянутому выше персонажу. Однако стороны пришли к компромиссу – компания подписала контракт на использование Крисом другой модели автомобиля, что привело к созданию новой сборки Lightning McQueen с использованием Corvette.

«Тачки» стали предметом спора международного уровня – корпорация Disney выиграла дело о нарушении авторских прав против китайских компаний.

Владельцы анимационных комедий «Тачки» и «Тачки 2» подали в суд на G-Point в Пекине и Bluemtv в Сямыне в провинции Фуцзянь на востоке КНР, после того как обнаружили, что изображения, название и постеры мультфильма «Автоботы» подозрительно похожи на диснеевские.

Суд Шанхая заявил, что изображения главных героев «Автоботов» – «К1» и «К2» – нарушили авторские права персонажей «Молния Маккуин» и «Франческо Бернулли» в «Тачках» и «Тачках 2». Две китайские компании обязали выплатить компенсацию Disney Enterprises, Inc и Pixar за нарушение прав интеллектуальной собственности и недобросовестную конкуренцию, а также покрыть судебные расходы истца.

В немилости у компании Disney побывала даже знаменитая на весь мир Академия кинематографических искусств и наук, использовавшая Белоснежку на 61-ой ежегодной церемонии вручения премии «Оскар» в 1989 году.

Корпорация Disney заявила, что использование Академией персонажа Белоснежки в 10-минутном музыкальном фрагменте было «несанкционированной и нелестной отсылкой» к оригиналу, первому полнометражному анимационному мультфильму «Белоснежка и семь гномов» (1937), ставшему поворотным моментом в карьере Диснея и важной вехой в истории анимации. Вскоре после того, как президент Академии кинематографических искусств опубликовал заявление с извинениями, Disney объявила, что отзывает федеральный иск о нарушении прав на товарные знаки.

«Мы гордимся нашей тщательностью в получении юридических разрешений на музыку, фильмы и другие материалы, используемые в нашем шоу, и сожалеем, что не сделали этого с Disney. Академия искренне извиняется за несанкционированное использование персонажа Белоснежки, защищенного авторским правом, и за непреднамеренное создание впечатления, что Disney участвовал или санкционировал вступительный номер в телепередаче “Оскар”», – сказал Ричард Кан.

Однако Disney не всегда выступает истцом в суде. Так, компания была в многолетнем споре по обвинению в несанкционированном использовании анимационных технологий.

Disney и Rearden LLC – инкубатор фундаментальных технологий и нового искусства – спорили с 2018 года, когда окружной судья США Джон Тигар отклонил заявку последней на право собственности на фильмы и игры, созданные The Walt Disney Company, с использованием технологии захвата движения лица без разрешения.

Истец утверждал, что корпорация Disney получила доступ к технологии захвата изображения лица, заключив контракт с компанией DD3, в которой работал бывший сотрудник Rearden. По словам истца, сотрудник украл оборудование и копии защищенной авторским правом программы из охраняемого объекта, прежде чем покинуть организацию, чтобы работать в DD3 в 2013 году.

Disney нанял DD3 для создания реалистичных анимационных персонажей популярных фильмов, включая «Красавицу и чудовище» (2017), «Мстителей: Эра Альтрона» (2015), и «Стражей Галактики» (2014) с помощью технологии MOVA Contour, которая использует специальный грим на лицах актеров, синхронизированные камеры и программное обеспечение для преобразования выражений и движений в реалистичные анимации.

Rearden утверждал, что руководство компании Disney знало о нарушении авторских прав DD3 и могло бы остановить его, поскольку корпорация имела право прекратить предоставление услуг по контрактам на фильмы. Истец добавил, что Disney будет нести вторичную ответственность за нарушение авторских прав.

В ответ на обвинения компания Disney  подала 33-страничное ходатайство об отклонении жалоб в октябре прошлого года, утверждая, что претензии истца были «надуманными» и частично относились к патентам, не имеющим права на получение, поскольку в жалобе не указано требование о нарушении патентных прав. Ходатайство обеспечило ответчику победу в этом судебном процессе – после пяти лет споров суд постановил, что в конечном счете поддерживает позицию Disney.

Показательно дело Walt Disney Co. против Filmation Associates, начавшееся в конце 1980-х годов. Тогда суд постановил, что несанкционированное использование ответчиками раскадровок фильмов, созданных истцом, приравнивалось к нарушению авторских прав, хотя его использование не отвлекло никакого потребительского спроса от фильмов истца.

Начиная с 1937 года Disney выпустил серию полнометражных фильмов, которые он называет «Классикой Диснея». Среди них картины «Пиноккио», «Алиса в стране чудес» и «Книга джунглей». Каждый из этих мультфильмов частично основан на работах, которые находятся в общественном достоянии.

Filmation также занимается производством анимационных фильмов. В 1980-х  компания объявила о своем намерении произвести и распространить серию анимационных полнометражных фильмов, которые она называет своей «Коллекцией новой классики»: мультфильмы «Новые приключения Пиноккио», «Алиса возвращается в страну чудес» и «Продолжение приключений Книги джунглей». Работы Filmation отчасти основаны на тех же источниках, что и мультфильмы Disney.

В 1985 году последняя подала иск против Filmation. Первоначально ответчики предложили отклонить все пункты иска, утверждая, что материалы, созданные при производстве их фильма, сами по себе не могут быть предметом иска о нарушении авторских прав; не существует явного сходства между любыми работами Filmation и Disney. Ответчики также настаивали, что их реклама уникальна.

Суд встал на сторону Disney и решил: предварительные работы для производства кинофильма Filmation, включая сценарий, раскадровку, сюжетную ленту и рекламный трейлер, могут представлять собой копии, нарушающие авторские права. Закон запрещает создание таковых, даже если создатель считает их просто промежуточными шагами к какой-то конечной цели.

Студия Disney безупречна в вопросах защиты авторских прав, однако на создателей «Корпорации монстров», «Бэмби» и «Книги джунглей» пала тень – более четверти века не угасают споры об интеллектуальной собственности на «Короля Льва». Поклонники творчества Осаму Тэдзуки нашли явные параллели между мультфильмом и аниме-сериалом 1960-х годов «Кимба-белый лев». До суда так и не дошло – у японской продюсерской компании Tezuka Productions Co. не было планов подавать иск против Disney. Но осадок остался.

Чему стоит поучиться у американской корпорации? Они регистрируют названия своих проектов и персонажей как товарные знаки везде, где это только можно. Также Disney не забывает получать патенты на дизайн и защищать свои собственные разработки в сфере анимации. В ближайшее время корпорация будет отмечать столетний юбилей, и нам есть, с чем ее поздравить. Из предприятий, основанных в 1923 году, не все дожили до нашего времени…

Вы также можете:

Зарегистрировать товарный знак

Внести программу в Реестр отечественного ПО

Оформить патент на изобретение и полезную модель

Оформить патент на промышленный образец (дизайн)

Вас также заинтересует:

Disney может лишиться прав на Микки Мауса, «Союзмультфильм» отстоял пингвиненка Лоло, а в iPhone может появиться датчик влажности: дайджест | Журнал "Онлайн Патент" | Дзен (dzen.ru)

Как удалось выжить компаниям в годы Великой депрессии? | Журнал "Онлайн Патент" | Дзен (dzen.ru)

Что почитать на выходных? Рекомендуем «Построенные навечно» Джима Коллинза и Джерри Порраса! | Журнал "Онлайн Патент" | Дзен (dzen.ru)

-2

Сайт onlinepatent.ru