Найти в Дзене

Дрессировка дельфинов


Сегодня во многих курортных городах можно увидеть свои дельфинарии. В них обученные афалины, белухи и ластоногие демонстрируют полученные в ходе дрессировки навыки на потеху зрителям. Однако как зарождалась современная школа дрессировщика, или, как принято говорить, тренера морских млекопитающих?
Вы на канале Лаборатория Афалина. Не переключайтесь, сейчас будет интересно

В ходе изучения полувековой литературы я заметил наиболее важные и ценные книги, которые подробнее других рассказывают о процессе дрессировки. Это "Морские млекопитающие и человек" Вуда, "Тише-Дельфины" Барышникова и, конечно, "Несущие ветер" Прайор
При том удивительно, что все три программы реализовывались в целом независимо и одновременно - в 60-х годах. Отчёты о проделанной работе в виде вот такой "полухудожественной" литературы были представлены всеми тремя в первой половине 70-х
Все три исследователя шли по разным путям, набивая шишки и нарабатывая собственные программы. Однако есть в этом и что-то общее

Собственная фотография изданий
Собственная фотография изданий

В книге Томилина "В мире китов и дельфинов" описано четыре способа положительной стимуляции дельфина при обучении: пищевое, тактильное, половое и игровое
У всех троих реальное распространение получило только пищевое поощрение - видимо, как наиболее эффективное. Впрочем, не думаю, что после скандала с Хоу кто-то пытался исследовать "другие" виды стимуляции. Естественно, косвенно была задействована и "игровая" часть. Поглаживание дельфинов на данный момент не служит стимулом при обучении
Все воспитывали дельфинов только "пряником" - отрицательная стимуляция показала свою неэффективность ещё давным давно. Дельфин, получивший выговор, телесное наказание или лишение пищи обижался и надолго прекращал работу, сторонясь тренера. Так что от цирковых методов запугивания очень быстро отказались и прибегали к ним крайне редко - как Прайор описывает бросок шезлонга в бассейн, чтобы напуганные дельфины преодолели страх перед канатом

А теперь о различиях
В книге Вуда довольно мало написано о самом процессе дрессировки и избранных методиках. Мне осталось совершенно неясным, каким образом дельфина заставили выдыхать под водой в воронку, а затем вдыхать уже над водой при том, что в природе дыхательный цикл неразделён. Видимо, причиной этому служило, что Вуд был научным руководителем, а не дрессировщиком. Он ставил задачу - а люди на местах её выполняли
Тем не менее, косвенно можно понять, что для закрепления умений у него, как и у Прайор, были использованы сигналы, позволяющие производить "отложенное поощрение" - то есть без необходимости тут же бросать рыбу. Это оставляло больше пространства для манёвра и открывало больше возможностей для закрепления

Карадагская биостанция, начало которой застал Барышников
Карадагская биостанция, начало которой застал Барышников

Барышников же не дошёл до методики Прайор - в опытах на Карадагской биостанции дельфину, исполнившему то, что от него требовали тут же давали рыбу. А также был описан случай, когда дельфин сам сделал что-то очень интересное и нужное, но поведенческий элемент остался без закрепления, потому что в дрессировщика в нужный момент не оказалось под рукой рыбы


Методика Прайор показала эффективность и после того, как дошла до массовой печати, стала главным пособием по, в том числе, современной тренировке морских млекопитающих. Прайор придерживалась Скиннеровского учения, но так или иначе от Павлова отошли почти что все


Описанный в книге "несущие ветер" способ дрессировки заключался в закреплении случайно проявленных элементов. С самого начала дельфина учили, что по свистку он получает рыбу. Как только он это понимал, начинался второй этап: свисток звучал только в тех случаях, когда дельфин делал что-то нужное дрессировщику. К примеру, подъём над водой. Дельфину свистят сперва во всех случаях, когда он подплывает к поверхности. Как сообразительной животное, дельфин начинает подплывать к поверхности чаще, ожидая награды. Затем поощряются только самые близкие подъёмы. В какой-то момент дельфин поднимается над водой - и рыбу с тех пор ему бросают только когда он выныривает - с каждым разом всё выше и выше.
Это в некоторой степени напоминает естественный отбор - закрепляются и повторяются только самые сильные попытки
Затем полученную привычку можно комбинировать, соединять в длинный номер, совершенствовать или привязать к звуковому сигналу - чтобы дельфин не делал всё по однообразной и отточенной программе, а имел возможность выполнять трюки "вразнобой"
Неоднократно отмечалось, что способности дельфинов во многим ограничены фантазией дрессировщиков. Именно эта беда и постигла последователей Прайор

Дело Прайор живёт и процветает - на фото Sealife park Hawaii. История этого океанариума началась именно с неё
Дело Прайор живёт и процветает - на фото Sealife park Hawaii. История этого океанариума началась именно с неё

К сожалению, с момента выхода книги толком не появилось ничего принципиально нового. В обычных курортных дельфинариях показывают полувековые трюки, к которым прибавились, разве что, каляки на бумаге.  К номерам дрессировщиков сейчас допустили детей и больных - и сейчас это называют "дельфинотерапией". Но мечты и чаяния романтиков и фантазёрка прошлого века остались лишь мечтами. Во всех трёх книгах захватывающе и с уверенностью описаны планы и возможности по поводу обучения дельфинов - они могли стать отличными рыбаками, помощниками водолазов, океанографами и фотографами подводных сокровищ - и в своё время именно этим занимались Прайор и Вуд. Они были уверены, что в наше с вами время море будут бороздить ручные дельфины на службе страны и народа. Они будут помогать в подъёме древних сокровищ, вести караваны судов, загонять рыбу в сети... Но ничему из этого не суждено было сбыться

Иллюстрация из книги Прайор
Иллюстрация из книги Прайор

Сегодняшний дельфинарий - это печальное зрелище застывшего прогресса. Дельфинов там используют совершенно не в тех целях. Их заставляют делать противоестественные вещи, которые не имеют никакого прикладного значения, а просто "неплохо выглядят", вместо того, чтобы дать им возможность помогать человеку тем, что заложено в инстинктах животного. Их возможности и потенциал остаётся совершенно нераскрытыми. Сегодняшние тренеры учат дельфинов не просто по методике Прайор - они точь в точь повторяют описанные там трюки. Увидеть в дельфинарии что-то новое и действительно интересное - всё равно что найти миллион посреди дороги. И именно это очень и очень печально.
Остаётся лишь надеяться, что где-то есть или будет организация, которая сможет использовать дельфинов по-настоящему с пользой.