Найти в Дзене
IQ Media

Советский человек и производственные драмы 1970-х: как создавался художественный язык эпохи застоя

Кадр из фильма «День приёма по личным вопросам» (1974, реж. Соломон Шустер)
Кадр из фильма «День приёма по личным вопросам» (1974, реж. Соломон Шустер)

Об этом на круглом столе в НИУ ВШЭ рассказала профессор Школы филологических наук НИУ ВШЭ Елена Пенская. Она представила доклад «Советский человек 1970-х гг. и производственная драма того времени».

Этот сюжет, по мнению докладчика, интересен для изучения влияния литературы на общество и его ориентиры. «Производственные драмы», пояснила Елена Пенская, — результат госзаказа в искусстве, когда ЦК КПСС впервые с 1930-х годов обратил внимание на отражение в кино и театре происходящего на производстве и на стройках и принял в 1972 году постановление «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии». Это создало уникальную ситуацию совместной работы театра и кинематографа, пытавшихся создать новый язык и продвинуть его в массовую культуру.

Интерес власти к художественному изображению производства был связан со стремлением модернизировать плановую экономику, внедряя хозрасчет и научные методы управления. Результатом госзаказа стал ряд качественных пьес и фильмов, в том числе «День приема по личным вопросам» и «Премия» по пьесе Александра Гельмана, главные роли в которых играли популярнейшие актеры Анатолий Папанов и Евгений Леонов.

Созданные в ходе того проекта пьесы и фильмы были попыткой вывести на сцену и экран реальную повседневную жизнь, показать право работников критиковать руководителей, а также то, как действительность противостоит формулам и расчетам плановой экономики.

Театральные постановки и фильмы во многом были, считает Елена Пенская, расставанием с советской утопией. Они показывали, как слово расходится с делом, а основанное на отчетах представление о действительности и выполнении планов отличается от реальности, создавая практическую фантастику. В этих произведениях появляются и новые типы героев. Это не бунтари, но и не твердокаменные коммунисты из фильмов и пьес 1930–1950-х годов. Они — своего рода представители «социализма с человеческим лицом».

Одновременно, полагает докладчик, сюжеты производственных драм отчасти похожи на античные пьесы, в которых герои борются с неправдой и ее покровителями на высоких постах. Кино и пьесы напрямую обращены к зрителю, а их авторы стремились вернуть общество к дискуссии.

«Производственные фильмы или пьесы — это феномен проектирования жизни в лабораторных условиях и футурологический прогноз реальности», — подытожила Елена Пенская.

По материалам HSE Daily