Разговоры про экосистему в бизнесе стали очень модными, и, естественно, в первую очередь мы обычно связываем это со всемирным движением Зеленых. Но нет, экология, защита деревьев и кустов, бедных львов и собачек – это немножко другая сфера.
Что такое вообще экосистема? Изначально, конечно, этот термин пришел из природы. Это некая сформированная система взаимодействия живых существ и растений, которые находятся во взаимосвязи друг с другом, и пока цепочка не разрывается, природа существует в гармонии. Как только хотя бы одно звено выпадает (вымерли динозавры, пропал какой-то вид деревьев), и в экосистеме происходит кризис, жизнь пытается подстроиться под новые условия, и если все получается – то обновленная экосистема продолжает существовать.
Экосистема в бизнесе – это способность компании (или группы компаний) закрыть все потребности клиента. То есть эта идея сходна с природной экосистемой. Человек, став твоим клиентом, разом покрыл множество своих потребностей, и его жизнь стала проще.
Так, например, у многих из нас было отдельное приложение для доставки продуктов, отдельное приложение для заказа такси, отдельное банковское приложение и так далее. А потом, скажем, Сбербанк проводит ребрендинг и становится Сбером, после чего предлагает нам, помимо своего ключевого продукта, СберМаркет, СберМобайл, СберЛогистику, Еапетку, акции в киноподписках, каршерингах и т.д. Такая же история у Яндекса, который когда-то был просто поисковиком, а теперь там и ЯндексТакси, и ЯндексМаркет, и ЯндексМузыка, и еще масса всего. Ты устанавливаешь одно приложение, и оно заменяет тебе миллион других, к тому же предлагает еще, например, и свою систему кэшбека и другие бонусы. Вообще, основными экосистемами в России сейчас считаются вот как раз Сбер и Яндекс, плюс VK и МТС.
Само собой, экосистема – это выгодно, но главное суметь предложить что-то такое, чего еще не предложили конкуренты. Поскольку если вы выведете на рынок СвоюМузыку, СвоюДоставку и СвоеТакси, то смысла в этом немного, просто потому что это уже есть и неплохо работает. Вообще, это актуально не только для экосистем, но и для любого вида бизнеса. Хотите занять заметное место на рынке – сделайте аудитории уникальное предложение, от которого трудно отказаться. А трудно отказаться обычно от того, что очевидно упрощает жизнь и имеет свою выгоду. Бизнес-экосистема с этим точно справляется.
Подписывайтесь на мой канал. Здесь уже есть большое количество интересных материалов про бизнес, а будет ещё больше! Спасибо за внимание!