Рынок и рыночные механизмы
Общественный раздел труда и специализация. Экономическое обособление субъектов хозяйствования. Свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений.
Рынок:
· Любая форма контактов продавцов и покупателей, на основе которых совершенны сделки купли-продажи.
· Механизм, который соединяет вместе продавца и покупателя.
· Условия, благодаря которым покупатели и продавцы товара вступают в контакт друг с другом с целью купи-продажи этого товара.
Рыночная система – это хозяйственные отношение, в основе которых лежит обмен (фирма, юридическое лицо, государство, домашнее хозяйство.) :
· Право частной собственности
· Экономическая свобода предпринимателя и потребителя
· Конкуренция
Рыночный механизм – способ формирования цен и распределение ресурсов, взаимодействие субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Основа:
· Предприниматели
· Собственники ресурсов
· Потребители
Элементы рыночного механизма:
· Спрос – количество определенного вида, который покупатель готов купить по определенной цене.
Цена:
· Предложение – количество товаров, которое продавец готов предложить покупателям в конкретном месте и в конкретное время.
Цена – количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель готов купить. Денежное выражение стоимости товара.
Основные признаки рынка:
· Нерегулируемое предложение – производитель сам решает сколько производить и для кого
· Нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать
· Нерегулируемая цена – определить на рынке зависимость спроса и предложение
Спрос и предложение – главный инструмент на рынке для формирования цены.
Стоимость – выражение в деньгах затрат на производство и реализацию товара.
Спрос:
· Индивидуальный – спрос одного лица или по отдельным товарам (один человека)
· Совокупный – спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары (общество)
Закон спроса – это величина спроса на товар в течении определенного времени пропорционально величине его цены.
Цена – растет, спрос – падает и наоборот.