Найти тему
РАССВЕТ

Запланированное устаревание: почему мы покупаем чаще

Фото by Daniel Franchi / Unsplash
Фото by Daniel Franchi / Unsplash

Производители используют стратегию запланированного устаревания, чтобы стимулировать постоянный спрос на свои товары. Для этого создаются изделия, которые имеют намного меньший срок эксплуатации, чем могут иметь потенциально. В результате, товар достаточно быстро становится непригодным к использованию или устаревает, а покупатель вынужден приобретать новый.

Ограничение срока эксплуатации может осуществляться различными способами. Прямой способ состоит в запланированном сокращении срока службы товара на стадии разработки жизненного его цикла. Непрямым способом является, например, прекращение выпуска запасных частей, если речь идет об оборудовании, или прекращение поддержки для различных версий программ и других программных продуктов. В отношении товаров применяется также выведение из моды.

Цель стратегии заключается в том, чтобы увеличить свою прибыль за счёт увеличения объёма продаж. Одним из действенных способов является сокращение периода времени между покупками. Более короткий срок эксплуатации товаров позволяет сократить затраты производителя, в том числе за счёт изготовления их из более дешевых комплектующих.

На официальном уровне использование и само существование запланированного устаревания отрицается. Тем не менее эксперты указывают на современную модель экономики, которая требует постоянного роста, чтобы нормально функционировать. Продукция "на века" невыгодна ни компании, ни капиталистической экономике, поскольку снижает объём продаж и соответственно прибыль компании.

Одним из ярких примеров того, что компании активно пользуются данной стратегией начиная с начала XX века, является рынок лампочек. Созданная в 1880 году лампа накаливания имела срок службы 1,5 тыс. часов. В результате внесённых доработок, он впоследствии увеличился до 2,5 тыс. Такой длительный срок эксплуатации был невыгоден и компании владевшие 95% мирового производства ламп договорились об ограничении этого срока до 1 тыс. часов. Благодаря этому решению, был обеспечен стабильный спрос на выпускаемую продукцию и была снижена её себестоимость.

Сегодня, запланированное устаревание используется практически в каждой отрасли производства товаров - от различных гаджетов до аккумуляторов, от офисной техники до бытовой, что позволяет выпускать новые и новые модели товаров, практически не отличающиеся от предыдущих версий.

Общество потребления: запланированное устаревание и массовая культура
РАССВЕТ16 июня 2023
Всегда ли существовала рыночная экономика?
РАССВЕТ15 июня 2023