Найти тему
Пятая Цивилизация

Кругосветки или начало регулярных рейсов? Экспедиции Головнина

Современный вариант шлюпа «Диана». Яндекс Картинки
Современный вариант шлюпа «Диана». Яндекс Картинки

После успешной кругосветки Крузенштерна, Адмиралтейство организовывает следующую. Уверенность в успехе была настолько сильна, что в плавание решают послать молодого лейтенанта Васи́лия Миха́йловича Головни́на. Случай беспрецедентный.

Васи́лий Миха́йлович Головни́н. Википедия
Васи́лий Миха́йлович Головни́н. Википедия

В истории русского флота не отмечено другого такого факта, чтобы лейтенанту доверили командование кораблём, «коль скоро надлежало плыть далее пределов Балтийского моря. Однако, по уважению к опытности и познаниям Головнина морское министерство отступило от этого общего правила», писал позднее адмирал Ф. Врангель.

Головнина назначают капитаном на шхуну «Диана», которая была простым лесовозом. В кратчайшие сроки судно переоборудую для кругосветного плавания на Олонецкой верфи. Целью было продолжение исследований северной части Тихого океана и российский земель, а так же доставка груза в Охотск. То есть это плавание можно причислить к чартерным рейсам, перед тем как их сделать регулярными.

25 июня 1807 года «Диана» отправилась в плавание. Маршрут был тем же, что и у капитана Крузенштерна. Посетив Бразилию капитан взял курс на южную оконечность Америки - мыс Горн. Однако обогнув мыс Горн, встретил противные течения и ветры, не позволявшие без риска двигаться в Тихий океан. Для тех мест это не редкость. Головнин решает развернуться и следовать в обратном направление, через Африку. 18 апреля 1808 года русские моряки увидели берега мыса Доброй Надежды.

-3

Через два дня шлюп вошёл в Саймонстаун, порт Кейптауна, принадлежавший англичанам. Несмотря на то что «Диана» имела специальное разрешение английского правительства, командующий английской эскадрой вице-адмирал Барти, объявив В. М. Головнину о войне, начавшейся между Россией и Англией, задержал русский корабль до получения соответствующего распоряжения из Англии.

Барти вовсе не был в восторге, что волею случая взял в плен русский корабль. Отправив послание об инциденте, он ждал официального решения английских властей. Ибо если ему проявить инициативу, то пленных нужно на что-то содержать. А если правительство в итоге не признает русских пленными, то не видать вице-адмиралу компенсации средств (и, как следствие, бонусов), потраченных на содержание пленных. Поэтому Берти, взяв слово с Головнина, что тот не сбежит, изолировал российский корабль и умыл руки, в надежде, что когда Головнину это всё надоест, он сам сбежит.

Но он не знал русских. Для русского капитана нарушить слово значило потерю чести и достоинства, что ценилась больше жизни. Так экипаж «Дианы» провёл больше года в таком суррогатном плену. Когда количество припасов стало угрожающе мало, только тогда капитан решился на побег. Дождавшись отлива при сильном попутном ветре 19 мая 1809 года капитан приказал поднять все паруса и рубить якорные канаты. Так на виду у целой эскадры английских кораблей «Диана» рванула из гавани и была такова. Знал бы Головнин, что обстреливать их из пушек, а тем более преследовать никто и не собирался, было бы меньше потрачено нерв и усилий)))

На всех парусах. Яндекс Картинки
На всех парусах. Яндекс Картинки

Обогнув пол мира «Диана» благополучно прибыла на Камчатку.

-5

Завершив все свои дела на Камчатке и в Охотске, в 1811 году экспедиция должна была приступить к более тщательному обследованию Курильских, Шантарских островов и острова Сахалин. Отправившись в плавание 4 мая, всё было по плану. Результаты исследований Головнина и Рикорда за первую половину лета 1811 г. были значительными. Была составлена точная карта Курильских островов. Был открыт новый остров между островом Расшуа и островами Ушишир. Его назвали островом Среднего в честь штурманского помощника Василия Среднего. Такое же название получил и пролив между этим островом и островом Расшуа, вполне пригодный для прохождения больших кораблей. Пролив между островами Ушишир и островом Кетой был назван проливом Рикорда, а пролив между островами Кетой и Симушир был назван в честь шлюпа проливом Дианы.

-6

Подойдя к Кунаширу, самому южному острову Курильской гряды, экипаж Дианы увидел японцев, которые звали русских на берег. Головнин в сопровождении мичмана Фёдора Мура, штурмана Андрея Хлебникова и 4 матросов высадились на остров, где были взяты в плен воинами клана Намбу. Японцы ещё помнили инцидент с Хвостовым и Давыдовым, которые пожгли их селения, хотя прошло уже 5 лет. С Кунашира их переправили через пролив на остров Хоккайдо. Пролив получил имя - Измены. Пленников по суше отправили на самый юг острова в город Хакодате, где заключили в тюрьму.

-7

Старшим на корабле остался старпом Пётр Иванович Рикорд. Не дождавшись возвращения капитана он приказал возвращаться в Охотск. Вопрос нужно было решать дипломатически. Доложив губернатору Охотска о случившемся, Рикорд, не дожидаясь ответа сам поехал в Петербург хлопотать о вызволении Головнина. Как мог скоро добравшись до Иркутска, Пётр Иванович был развёрнут обратно в Охотск для продолжения экспедиции. Рикорд вернулся в Охотск, взяв с собой из Иркутска японца Леонзайма, вывезенного насильно в Россию лейтенантом Хвостовым в ещё в 1804 году.

Диана глазами японцев. Википедия
Диана глазами японцев. Википедия

Начальник Охотского порта М. И. Миницкий помог в кратчайшие сроки приготовить шлюп к походу, доукомплектовал экипаж и добавил десять солдат из морской роты. Кроме того, он отдал под команду Рикорда один из охотских транспортов, бриг «Зотик», под командованием лейтенанта Филатова. 22 июля 1812 г. шлюп «Диана» и бриг «Зотик» вышли из Охотска и направились к острову Кунашир. На нём, кроме Леонзаймо, было ещё шесть японцев, спасённых с разбившегося на Камчатских берегах японского судна для отвоза их на родину.

«Диана» и «Зотик» прибыли в залив Измены 28 августа. Во время этого перехода с помощью Леонзаймо «…изготовлено было на японском языке к главному начальнику острова краткое письмо, смысл которого извлечён был из записки, доставленной … от господина иркутского гражданского губернатора». В продолжение всего похода Рикорд начал изучать японский язык, и Леонзаймо, сам того не понимая, был его учителем. Рикорд подолгу разговаривал с ним о Японии, просил написать и произнести те или иные слова и выражения, фамилии и термины. Поэтому по уже написанному тексту Рикорд смог убедиться, что речь действительно идёт о пленниках и просьбе их освободить.

С этим письмом одного из привезённых японских матросов высадили на берег с поручением доставить письмо лично начальнику острова. Но это мирное действие было встречено артиллерийским огнём из крепости по заливу, где стояла «Диана». Ещё раз посылал Рикорд на берег своего посланника из числа спасённых японских матросов с попыткой назначить переговоры на гребных судах в заливе, но и эта попытка оказалась безрезультатной: японцы цинично предложили командиру корабля приехать для переговоров в крепость.

Тогда Рикорд решил использовать последний шанс и послать на берег Леонзаймо, который был самым образованным из всех привезённых японцев, и знал суть вопроса. 4 сентября Леонзаймо и сопровождающего его японского матроса высадили на берег. 5 сентября Леонзаймо сообщил ужасную весть в следующих словах: «Капитан Головнин и все прочие убиты».

Рикорд принял решение взять крепость острова штурмом и отомстить за товарищей и надругательство над русским флагом. В его случае, имея уже два корабля и взвод солдат успех был бы обеспечен, а карательная акция Хвостова показалась бы японцам детской забавой. Однако Рикорд не был уверен в словах японского коменданта. Нужны были доказательства для того, чтобы начать операцию.

8 сентября русские моряки задержали японское судно «Кандзэ-Мару» с богатым и влиятельным купцом Такадая Кахэем на борту, который уверенно заявил: «Капитан Мур и 5 человек русских находятся в городе Матсмае». Своими описаниями внешности Мура и других подробностей он доказал, что знает обстоятельства этого дела. Это в корне меняло ситуацию: военные действия были окончены, так и не начавшись. Нужно было искать новые подходы к задаче освобождения русских моряков. При этом судьба Головнина была всё ещё неизвестна.

11 сентября оба судна шлюп «Диана» и бриг «Зотик» снялись с якоря и взяли курс на Камчатку. Продолжение следует.