Как определить, что хочет заказчик - помочь вам набить руку или нагреть руки на вас?
Профессиональные фотографы хорошо знают эту аббревиатуру. Остальным я расскажу, что TFP расшифровывается как Time for Print. В классическом понимании это форма некоммерческих отношений между фотографом и его моделью.
В этом случае фотограф приглашает модель, а потом отдаёт ей фотографии. Для профессиональных моделей это - тоже пополнение портфолио, для обычного человека - бесплатные фото и полезный опыт позирования, а для фотографа - возможность снимать так, как ты хочешь. Ведь раз тебе не платят, то и требовать от тебя ничего не могут.
Однако на практикеTFP давно превратилось в эвфемизм, под которым скрывается предложение: "А не хотите ли вы пофоткать нас бесплатно"?
Всегда ли это так?
К счастью, нет. Часто инициатива снимать TFP по-прежнему исходит от фотографа. Нам в самом деле бывает необходимо набить руку, попробовать новую технику или методы съемки. И да, обновить портфолио!
Еще одна распространённая форма "честного" TFP - это приглашение поснимать на концерте. Согласитесь, если вам нравится музыка, то почему бы не сходить её послушать бесплатно, да ещё и в первых рядах. Это справедливо и для любого другого бартера.
Но когда фотографов бесплатно приглашают организаторы статусных коммерческих мероприятий, это, на мой взгляд, ничем иным, кроме как мошенничеством называть нельзя. Как вам вот такое объявление?
Что за ТОПОВЫЙ клуб, который не может себе позволить 20 тысяч в месяц на фотографа?
Или ещё бывает так: оплаты нет, но в будущем готовы перейти на коммерческие отношения.
Сразу вспоминается анекдот. Диалог на собеседовании:
- Сколько у вас зарплата?
- Триста долларов. Но в будущем мы готовы платить вам пятьсот.
- Отлично, я приду в будущем.
Надо понимать, что желая найти фотографа "на долгую", заказчик имеет право потребовать выполнить тестовое задание. Это нормально. Но есть деловая этика: либо это именно "тест", результаты которого не могут быть использованы в коммерческих целях, либо задание должно быть оплачено. Пусть в полцены, но оплачено!
В последнее время, с ростом популярности так называемого нетворкинга, разводчики стали писать: "для вас наше мероприятие - возможность завести полезные связи".
Cерьёзно? Может вы и кейтеринг бесплатно пригласите, чтобы они тоже знакомства завели?
За счёт чего же выезжают подобные "тэфэпэшники"?
Фотография - это рынок. На котором предложение меньше, чем спрос, и имеет возможность диктовать условия. Своего профсоюза или отраслевой ассоциации, которая могла бы повлиять на заказчиков или дать установку не откликаться на подобные заказы, у нас нет (у ивент-индустрии, кстати, есть).
А дураков, готовых снимать нахаляву везде, где не надо, - сколько угодно. Именно они создали ситуацию, при которой заказчики уверены: кого-нибудь да найдут.
Уважайте себя и свой труд, дорогие фотографы. Снимайте там и тогда, когда вам это выгодно!
Дорогие подписчики. Приглашаю вас присоединиться к моей группе ВКонтакте. Основная жизнь - именно там!