Найти тему
Центр Справедливости

Депутат Госдумы Андрей Кузнецов о решении демографической проблемы страны

14 июня в рамках правительственного часа в Госдуме по теме "О ходе реализации нацпроекта "Демография" и новой модели социальной поддержки граждан России, в том числе семей с детьми" с докладом выступил Министр труда Антон Котяков. От фракции социалистов по данной теме выступил Андрей Кузнецов:

- Уважаемые коллеги, чтобы не повторяться, вопрос возникает: это у нас так всё хорошо или нюансы в планировании? Ответ: нюансы в планировании. Потому что все выступающие, да и Антон Олегович(Котяков), ему надо отдать должное, достаточно честно на встрече с фракцией сказал, согласился с оценкой, что, объективно говоря, мы движемся к демографической катастрофе, находимся в яме демографической. И те меры, которые предпринимаются, все осознают, что они недостаточны.

Надо отвечать на вопрос семье молодой: а зачем нам рождать детей?

Вы знаете, многодетная семья сегодня равно бедная, то есть добровольное возложение на себя дополнительных расходов, немалых расходов с непонятными, так сказать, результатами и целями – для чего? Это вопросы идеологии, об этом тоже было сказано. Но мне бы хотелось отметить следующее. Вообще, конечно, министерство становится технологичнее, мы это все отмечаем, цифровизация, она затрагивает деятельность, да, хотя в работе Социального фонда этого пока не видно, соглашусь, и Валерий Карлович (Гартунг, депутат фракции "СРЗП" – Прим. ред.) правильно поднял вопрос, действительно, огромное количество вопросов идет по начислению пенсий. Действительно, решения, связанные с передачей "Почте России" доставочной функции, превращение её в монополиста тоже требуют особого внимания социального ведомства. Потому что, действительно, вот я могу сказать, там по целому ряду регионов есть информация об этих очередях и обращениях граждан, и так далее, не готовы они к переходу к этому. Но это попутно.

Главное. В основе нашей системы социальной защиты лежат неверные исходные данные. Давайте честно, прожиточный минимум мы как определяем? На 2023 год это просто прогнозная цифра, это не расчет, вот так решило государство, мы с вами за это проголосовали. Вот этот параметр, от которого мы пляшем, и после этого определяем эффективность борьбы с бедностью. Она будет позитивно идти, и сокращаться будет бедность, если мы поставили себе такой параметр. Давайте сразу поставим, что граница бедности – пять рублей в день, и объявим о победе над смертностью в России, и всё будет здорово. И поэтому мы с вами видим, что та система, тот курс, который взяло нынешнее министерство, конечно, это позиция Правительства РФ, не отдельно взятых чиновников, это понятно, но курс следующий.

Управления социальной политикой не происходит, то есть у нас министерство превратилось в кассу, то есть они хорошо кассируют. Из того, что у них есть, они готовы раздать, мы с вами видели это и в пандемию, и в другие периоды, всё здорово, и учёт идёт, и раздают, и всё хорошо. Но проблема-то другая, демография – это как раз та цель, которая не может методом кассирования решаться, это стратегическая цель. Поэтому требуется управление социальной политикой.

А какие элементы, какие механизмы управления есть у социального министерства сегодня? Только прожиточный минимум(ПМ), по большому счёту, и граница бедности. И если мы подходим к этому с позиции, сколько доходов у гражданина, мы никогда с вами не решим эту проблему. Почему?

У нас в целом ПМ растёт вместе с инфляцией, потому что мы делаем поправку. Но отправная-то точка – она что означает? Только доходы, а расходная часть не принимается во внимание, как бы мы там ни говорили, что параметр границы бедности, вот он взят декабрьский 2020 года.

Почему декабрь 2020 года должен быть мерилом борьбы с бедностью для нашей страны в последующий период? Никто на эти вопросы не отвечает, это всё взяли вот и, опираясь на эту цифру, на эту границу бедности, определённую в декабре 2020 года, мы делаем выводы об успешности борьбы с бедностью, о том, что у нас идёт рост благосостояния. Кстати говоря, министерство отмечает, что прямая корреляция между доходами граждан и рождаемостью, действительно она прямая, но при таком прожиточном минимуме, при таких ориентирах мы с вами будем с завязанными глазами, мы не увидим реальность никогда.

Второй момент. Тоже внимательно почитал ответы социального министерства на вопросы фракций. Такой аргумент идёт: вы знаете, женщин фертильного возраста стало меньше, значит, вот это демографическая такая данность, это не от нас зависит, их стало там на несколько миллионов меньше, и поэтому у нас рождаемость обусловлена этим объективным фактором.

Я вам приведу другие цифры, коллеги. За последние 11 лет более 10 миллионов абортов в России.

Это говорит о том, что с женщинами фертильного возраста у нас все в порядке, как бы ни сокращалась эта цифра, но пока хватает и проблема в другом. Проблема в том, что они принимают решение убить эту нерожденную жизнь. И принимают они, потому что боятся, потому что вот этот страх у них бедности, к сожалению, он сегодня превалирует над всей нашей демографической политикой. И вот над этим нам с вами всем необходимо поработать.

Мы внесли законопроект о многодетных, все параметры выставляем. Речь идет о приоритетах, то есть выделять надо радикально большие суммы и надо думать, откуда их брать. Мы это предлагаем. Давайте эту дискуссию не закатывать в ковер. Спасибо.