Найти в Дзене

КПТ-техника, с которой стоит начать погружение в метод

Модель ABCDE — одна из центральных техник, с которых обычно начинают обучение КПТ Строго говоря, это даже не техника, это одна из теоретических основ подхода, на базе которой можно выстроить множество техник. Обычно мы считаем, что эмоции возникают в ответ непосредственно на ситуацию: Не успеваю на работу — встревожился.
Не пригласили куда-то — расстроился.
Не прислали вовремя отчет — разозлился.
Эту модель когнитивно-поведенческий подход ставит под сомнение и предлагает взамен другую: мы реагируем не на ситуацию, как таковую, а на наши мысли о ней.
У разных людей будут разные мысли, соответственно разные эмоции, телесные реакции и поведение. Это как раз и представляет первую половину модели — ABC: A (activating experience) — это исходная ситуация
B (beliefs) — это наши мысли о ней (интерпретация, верования)
C (consequences) — последствия (эмоциональная, поведенческая и/или физиологическая реакции) И вот на мыслях сосредоточимся более подробно... В когнитивно-поведенческом подходе ис
Оглавление

Модель ABCDE — одна из центральных техник, с которых обычно начинают обучение КПТ

Строго говоря, это даже не техника, это одна из теоретических основ подхода, на базе которой можно выстроить множество техник.

Обычно мы считаем, что эмоции возникают в ответ непосредственно на ситуацию:

Не успеваю на работу — встревожился.
Не пригласили куда-то — расстроился.
Не прислали вовремя отчет — разозлился.


Эту модель когнитивно-поведенческий подход ставит под сомнение и предлагает взамен другую: мы реагируем не на ситуацию, как таковую, а на наши мысли о ней.

У разных людей будут разные мысли, соответственно разные эмоции, телесные реакции и поведение.

Это как раз и представляет первую половину модели — ABC:

A (activating experience) — это исходная ситуация
B (beliefs) — это наши мысли о ней (интерпретация, верования)
C (consequences) — последствия (эмоциональная, поведенческая и/или физиологическая реакции)

И вот на мыслях сосредоточимся более подробно...

В когнитивно-поведенческом подходе используется понятие «автоматических мыслей»

Они возникают сами собой, помимо нашей воли, часто обрывочны (поэтому их сложно заметить), оценочны и кажутся истиной в последней инстанции.

Поэтому первый навык, которому начинают обучать клиента — замечать автоматические мысли:

О чем Вы думаете?
О чем думали тогда?
Какая мысль возникла сразу перед
появлением эмоции?

Сначала эти вопросы задает терапевт, а потом клиент уже сам в качестве домашнего задания анализирует ситуации, которые вызвали сильные эмоции.

Например, ситуация: опаздываю на работу

эмоция: тревога
интенсивность: 90
мысли: «Меня уволят. У меня никогда ничего не получается»

После того, как мы выявили автоматическую мысль или мысли, наступают следующие этапы — D и E, соответственно обсуждение (disputing) и результаты (effects).

Обсуждение предполагает сначала уточнение, на сколько процентов человек с этой мыслью согласен. Далее мы проверяем эту мысль на обоснованность, задавая вопросы:

🔸Какие есть аргументы, что это правда?
🔸Какие есть аргументы, что это неправда?

Начинаем всегда с аргументов «за», их клиенту обычно проще назвать. С аргументами «против» часто может потребоваться помощь психолога.

Часто мысли оказываются необоснованными, и тогда мы повторно оцениваем уверенность в них, обычно она значительно снижается.

Если же мысли соответствуют реальности, то проверяем, какой вывод клиент делает из них

Например, мысль: «Коллеги на работе меня не уважают»

🔸Что это означает для Вас?
🔸Что это говорит о Вас?
🔸Откуда идея, что они обязательно должны Вас уважать?

Также полезно научить клиента выявлять когнитивные искажения.

Например:
Преувеличение — человек преувеличивает возможные последствия
Сверхобобщение — из единичных случаев делаются выводы обо всей жизни

Завершающий этап — результаты

Здесь мы формулируем новую, более рациональную мысль.

И при необходимости формулируем план действий, а также повторно оцениваем интенсивность эмоции.

На основе этой модели вы можете построить собственные техники под определенные задачи, даже если вы работаете в другом подходе...

Хотите освоить эти и другие алгоритмы КПТ не только в теории, но на практике?

Приглашаем на повышение квалификации в Тюмени “Когнитивно-поведенческие техники в психологическом консультировании”

для работы с психически здоровыми людьми!

✅База, на которой построен КПТ-метод 
✅Универсальные техники и как их
внедрить в работу
✅Поведенческие эксперименты и что они дают
✅Практические упражнения и отработка техник
✅Повышение результативности сессий

Автор и ведущий: Алексей Дворников — врач-психиатр, психотерапевт со стажем работы более 10 лет

⚡️Полная программа и запись по этой ссылке⚡️

Больше полезных материалов по психологии в наших соцсетях