(ключевые слова: водород, водородная энергетика, водородное топливо, топливные элементы)
Наличие государственного строя предусматривает необходимость равнения его участников на установленные приоритеты и исключает выделение отдельных членов и/или групп. По сути тематика, связанная с развитием водородных технологий оказалась элементом, существенно "выпячивающимся" из привычного ряда устоявшейся энергетики. Застой в этой инновационной отрасли, имевший место последнее время, внес определенную "неразбериху" в ряды ФОИВ и бюджетных учреждений, усиленную коммерческими структурами, лоббирующими "незыблемость" углеводородной ренты. В результате устроители этой в определенном смысле финансовой "пирамиды", пытаются тщетно "отменить" "инородные" ей элементы таблицы Менделеева. Вместе с тем, наличие бэкграунда в области водородной энергетики, опирающегося на выдающиеся достижения, еще в недалеком прошлом (космос, авиация, атомная промышленность), создает предпосылки для консолидации участников рынка водородных технологий вокруг краеугольных камней фундамента инновационной отрасли. Одним из таких "камней" является принцип гармонизации нормативного правового регулирования в области водородной энергетики и ее применения в условиях действующей экономики. В реальной жизни неопределенность критериев оценки эффективности инновационной деятельности, продвигаемых некоторыми ФОИВ и институтами развития, как противовес принципам технического регулирования и стандартизации, является сдерживающим фактором преодоления аномии в целом. В качестве примера, указывающего наличие системного кризиса, следует рассмотреть разновекторность процедур стимулирования развития будущих рынков НТИ, в противовес программированию и планированию процессов развития реальной водородной промышленности. Наличие этих взаимоисключающих фактора дает сбой в системном планировании. Разработанный водородным сообществом План мероприятий развития водородной энергетики до 2024 года досрочно завершился без верификации результатов. Ему на смену планировалась Комплексная программа, сделанная уже без участия водородного сообщества рядом рыночных консультантов, ориентированных на получение экспортного "куша", которая тоже оказалась не востребованной. По существу, из всего комплекса продвигаемых на водородный рынок предложений, реально ориентированных на потребителя, осталась только система гармонизации международной и национальной стандартизации. Даже топ-менеджеры ГК Росатом и Газпрома, принявшие известные дорожные карты взамен Комплексной программы, как показал ПМЭФ-2023, понимают аномию спроса и потребления водородной экономики и ставят вопрос о преодолении этого негативного явления. Надо сказать, что НП НАВЭ много лет уже предлагает инициативы по преодолению системного кризиса в области водородного транспорта и регулярно продвигает их среди "башен Кремля" и тихих аллей "Нескучного сада", но пока без сколько-нибудь заметного успеха (см. ссылку) http://h2org.ru/images/stories/20211223_out_nhea_ap.pdf