Найти тему

Получается, что я – продажная журналистка!

фото автора
фото автора

Всем привет!

Продолжаю повествование об интересных моментах журналистики.

В предыдущей статьях я рассказывала про казусы в опечатках и последующие за ними увольнения, приводила в примеры «шоковые» заголовки делилась характеристиками спикеров (это люди, эксперты, к которым обращается корреспондент за комментарием в рамках подготовки статьи).

Обещала поднять тему «продажности» в журналистике. Термин такой есть. И журналисты продажные есть. Это такой же факт как то, что сейчас страна в глубоком кризисе и никакие «положительные статистики» меня в противоположном не убедят.

Понятно, что все (практически все) журналисты работают под чутким началом редактора, которым управляет учредитель, а тем – материальная выгода. А точнее, поиск способов «выжить». Без так называемых гос субсидий (или гос контрактов) издание не протянет и года. Этот та самая поддержка, которую оказывается журналистам властью, и которую простой журналист не видит.

То есть, правительство платит компании деньги за написание и размещение определенного количества статей на самые позитивные темы: «прошла встреча мэра, решили то-то», «выделили деньги из бюджета на вот это», «отремонтировали столько-то км дороги или теплосетей» и так далее.

Журналист, как штатная (или внештатная) единица - просто пишет по заказу органов власти, определенные статьи, которые оплачиваются этой властью отдельно в бюджет компании – не в карман корреспондента.

Я получу один и тот же «рубль» не зависимо от того, напишу ли о «ремонте дорог в Приморье» по контакту с правительством, или опубликуют мою статью о падении покупательского спроса на рынке новостроек, которая к контракту не имеет отношения. И такая работа – норма.

Хотя, нередко слышу, мол, «не то пишешь! Писала бы про вот это!» Я в таких случаях отвечаю по типу: «Ты сантехник? Не в той квартире раковину починил! Чинил бы вот в этой!» Ну а что? Ты мне навязываешь мнение о том, как мне работать, позволь я навяжу тебе свое!

Еще интереснее, когда попадаются кадры, обижающиеся на журналистов по причине отказа их публиковать!

Вот пример: «Аня, я тебе советую написать статью о том, что мы выиграли грант и скоро в Приморье появится новая база отдыха!», - говорит мне бизнесмен. «Это вам нужно в отдел маркетинга. Это реклама. Она денег стоит. Никто размещать такое бесплатно не будет» - отвечаю. «Ну как так? Это же на благо народа статья! Ведь появится новое место отдыха! Это про развитие туризма!», - говорит. «Туризм у нас развивается отвратительно», - отвечаю. «Хвастать нечем. Одной базой отдыха, которая еще в проекте, приморский туризм не спасти». «Что, не опубликуешь?» - уточняет. «Я не имею компетенций по публикациям. Я могу только написать. Про ваш бизнес. За деньги. А вы можете разместить статью где захотите. Тоже за деньги».

Но человек обижается! Не понимает, что даже если бы я была владелицей СМИ – сказала бы ему тоже самое. Он, значит, за счет опубликованной статьи и собственной популяризации хочет бизнес продвигать, то есть, зарабатывать, а мы, журналисты, должны быть "голодными альтруистами"?

Вот пойдет такой человек и скажет друзьям-знакомым: Анька продажная журналистка! Ну если в подобном контексте, то пусть: буду «продажной»!

Совсем другое дело, когда за утро я получаю 20 звонков из разных источников, которые просят помочь разобраться с хапугой-подрядчиком, присвоившим деньги на строительство объекта. В таких случаях я помогаю бескорыстно.

Сама разбираюсь, собираю доказательную базу, убеждаю редакторов в необходимости публикации, всю работу провожу бесплатно и публикуем мы такую статью на безвозмездной основе.

Бывает, что люди просто обращаются с просьбой помочь. Без всяких статей и публикаций. Например, дедушку 90 годков от роду отказались помещать в больницу. Врач так и сообщила родственникам: «Чего вы хотите? Он не сегодня-завтра помрет! Зачем место занимать?» А дедушка крепкий. Просто у него приступ случился. Через Минздрав добиваемся чтобы дедушку не только подлечили, но и в санаторий определили. Он, кстати, потом еще три года прекрасно прожил, на даче картошку сажал.

Или девочке, которой в квоте на бесплатную операцию отказали, помогла безвозмездно. Или в Москве статью разместила про то, что у нас в Находке происходит – когда угольные терминалы вытворяли там беспредел. Или про женщину, которую банк нагло разорял, общественности рассказала, в итоге ситуация благополучно разрешилась, банк пошел на «мировую».

Много таких случаев за мою практику было. То есть, помогать надо! Но помощь бывает разная. Лично я помогаю тем, кто в ней действительно нуждается.

Но бывают откровенно попытки подкупа журналиста. Несколько лет назад ко мне обратились люди, которые просили, как можно сильнее испортить репутацию одному человеку. Дело было перед выборами. В подробности вдаваться не буду. Скажу только, что отказалась. Но не сразу.

Сначала собрала всю информацию о том человеке. Убедилась, что он не так плох, как хотят его выставить. «Чего о нем дурного говорить-то?», - спрашиваю заказчиков. «Ну ты придумай! А именем своим не надо подписываться, никто и не узнает!», - отвечают. «А спать я по ночам как буду, оболгав невиновного?», - спрашиваю. «С бабками, что мы тебе заплатим, спать ты будешь сном младенца», - отвечают.

Короче, спала я действительно спокойно. Потому что в эту грязную историю не полезла. Понятно, что они нашли другого, более сговорчивого журналиста. Есть такие – как тут спорить? Те за деньги одним репутацию испортят, другим, наоборот – "подчистят".

Осуждаю ли я коллег? Ну как можно! Зарабатывают ведь. Трудно прожить на зарплату нашего брата. Если душа их после таких заработков спокойна – Бог им судья.

В следующей статье расскажу об особенностях работы со спикерами. Я уже упоминала этот момент в других статьях, но хочется поделиться историями из жизни. Есть такие удивительные эксперты, которым хочется памятник при жизни поставить!

Один предприниматель, например, когда у меня жесткий диск на компе полетел (а это для моей работы катастрофа!) сам купил мне новый и, что самое главное, отправил из Владивостока автобусом в мою деревеньку, где я жила!

А есть иной типаж спикеров – я их «Фредди Крюгерами» называю. Они так замучивают журналистов днем, что приходят в ночных кошмарах! Это отдельная история.

Подписывайтесь на канал! Отвечаю на все комментарии! Хейтеров даже не читаю – блокирую.

Спасибо за внимание!