Найти тему
Шпаковский вестник

ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ

Жительница Михайловска Мария Кутьина не может представить свою жизнь без походов: «Разбуди меня ночью и спроси: пойдешь в горы? Я тут же отвечу: пойду!» По мнению нашей собеседницы, секрет настоящего счастья не в том, чтобы найти правильный путь, а в том, чтобы полюбить свою дорогу.

-2

Родилась Мария в Черкесске, получила экономическое образование в Ставропольском госуниверситете (сейчас – СКФУ). В 2012 году она победила в конкурсе «Леди года города Михайловска» и потом круто изменила свою жизнь: получила новую профессию. А не так давно вступила в Ставропольскую краевую федерацию альпинизма, чтобы заниматься любимым делом.

-3

– Мария, не каждый человек решится изменить жизнь на 180 градусов ради увлечения. Почему горы так важны для вас?

– У меня был небольшой бизнес, магазин. Однажды я поняла, что это не моё. Крутилась, как белка в колесе – кто занимается бизнесом, меня поймёт. А время бесценно! Важно уйти от того, что не приносит тебе радости. Всех денег не заработаешь, их вечно не хватает. Сейчас я постоянно нахожусь в состоянии счастья. Выучилась на парикмахера, делаю людей красивыми и при этом успеваю ходить в походы, наслаждаться природой.

– Как появилось увлечение?

– В детстве любовь к походам привила мама, она занималась туризмом, возила меня в Домбай, Теберду. Кстати, двум братьям это чувство не передалось, только я прониклась. Ходила в походы в школе и в студенческие годы. Во взрослой жизни, пока были маленькие сыновья, не могла уделять время своему хобби. Теперь дети уже взрослые, и у меня больше возможностей.

– Где Вы бывали?

– Походами занимаюсь много лет, все места и не перечислишь. Очень люблю горные озера, побывала на многих. В основном мои любимые маршруты по Карачаево-Черкесии - Архыз, Закан, в сторону Краснодарского края. Это ближе, чем Кабардино-Балкария, меньше времени уходит на дорогу.

– А Ваша семья поддерживает увлечение туризмом?

– Супруг любит охоту. С детьми мы ходили в походы, но им тоже пока «не зашло». При этом семья поддерживает, близкие относятся к моему увлечению с пониманием и уважением. Недавно младший сын спросил, что мне снилось, а я во сне видела поход! Уже полгода занимаюсь альпинизмом, состою в Ставропольской краевой федерации альпинизма. Это полноценный вид спорта, в котором много особенностей. У нас тренировки на скалодроме три раза в неделю, мы выезжаем на сборы, практикуем скалолазание, ледолазание.

– Захотелось больше экстрима, чего-то посложнее прогулок?

– Альпинизм включает в себя все виды туризма. Это и трекинг, когда ты ходишь под рюкзаком, и более серьёзная нагрузка, требующая специальной подготовки.

– Ну и страшнее, ведь правда?

– Когда я занималась только туризмом, боялась даже подойти к балкону в многоэтажке. Видела альпинистов и думала: «Вот рискуют! И не боятся! Да я – никогда!» Но, как известно, никогда не говори никогда. В процессе обучения с профессиональными инструкторами, соблюдая технику безопасности, ты преодолеваешь любые страхи.

– Есть какие-то спортивные перспективы в занятии альпинизмом?

– Недавно прошли сборы нашей федерацией в Архызе. Собрались более ста человек со всей России – Краснодар, Ростов-на-Дону, Москва, Астрахань, Санкт-Петербург. Участники сдавали на разряды, а я пока только на значок. В августе собираюсь закрыть третий разряд, и осенью второй. Самое большое достижение – мастер спорта, но к этому ещё очень долгая дорога. В альпинизме круто, что им можно заниматься в любом возрасте и достигать результатов. Впрочем, главное – это радость, положительные эмоции и позитивное мышление!

– Ещё и круг общения, друзья, единомышленники?

– О да! Я долго искала людей, похожих на себя. В моем ближайшем окружении говорили, что выбираю слишком рискованное занятие. Но ведь можно и на улице упасть, согласитесь. Да, мой спорт травмоопасен. Но люди гибнут и травмируются чаще всего по халатности, от чувства самоуверенности. Поэтому нужно очень серьёзно отнестись к вопросам безопасности – и всё получится без потерь. Зачем рисковать? Подняться на гору, чтобы остаться там навсегда? Гора как стояла, так и будет стоять. Нужно с неё спуститься, чтобы подняться на другую или вернуться сюда снова.

– Как же понять, чего хочешь в жизни и прийти к этому?

– Если ждать удобных обстоятельств, то можно просидеть в ожидании всю оставшуюся жизнь. Однажды в интернете я нашла организаторов походов. В этих группах можно выбрать маршрут под себя по уровню сложности, количеству дней, высоте, километражу. Собралась и поехала сама. Уже потом увидела, что таких, как я, одиночек очень много со всей России. В одном из походов мне подсказали, что можно вступить в федерацию. Пришла туда и теперь счастлива каждый день своей жизни.

– Как Вас изменил альпинизм?

– С нетерпением жду каждую тренировку, поездки, походы. На самом деле, не так важно, какое именно у тебя увлечение в жизни, главное его найти. Кто-то крестиком вышивает – и это приносит ему радость. Я считаю себя очень счастливым, наполненным и свободным человеком. И благодарна своей семье, мужу и детям за то, что они уважают мой выбор.

– На какой самой высокой точке удалось побывать?

– Она ещё впереди! Готовлюсь к восхождению на Эльбрус. Хотела в этом году в августе, но совмещать со сдачей на разряд – слишком большая нагрузка. К тому же, Эльбрус – это далеко не лёгкая вершина, а коварная гора, которая требует к себе уважения. Планирую туда подняться в следующем году.

– Какая вершина следующая в Ваших мечтах?

– Я мыслю иначе. Мечта – как можно больше увидеть. Каждое путешествие – это маленькая жизнь, всегда разные ощущения, ничего не повторяется. У меня есть любимые места, где уже бывала, и хотела бы вернуться не раз. Например, озеро Уллу-Кёль в Махарском ущелье. Очень сложный подъём, но оно того стоит. Имеретинские озера – долго мечтала туда попасть, а получилось только прошлой осенью. Очень хочу на Алтай.

– Не могу не спросить: все-таки это довольно недешёвый спорт.

– Один из самых дорогих. Его правда надо очень любить, чтобы тратить на него деньги. Раньше я была шопоголиком, но время меняет наши взгляды. Сейчас я радуюсь приобретению любой мелочи для своего увлечения. Для меня лучше классный пуховик для восхождений, чем шуба. Зато близкие всегда знают, что подарить: фонарики, кошки, ледорубы – это моё.

– Какие специальные знания нужны в альпинизме и где их получить?

– Сейчас много информации в интернете, интересно читать опытных туристов. Постепенно появляется свой опыт. Например, купил ты палатку и спальник, сходил в поход и понял, что нужно теплее. Как в любом увлечении – погружаешься и познаёшь нюансы. На занятиях нас обязательно обучают оказанию первой помощи. Осваиваем способы эвакуации пострадавшего.

– Случались экстремальные ситуации?

– Слава Богу – нет. Мне страшно встретить медведя. Это вполне реально в горах, и мы видели мишку в одном из походов. Он бродил по другой стороне озера, все кричали на него, и он ушёл.

– Доводилось переживать погодные катаклизмы?

– Однажды ночью в палатке жутко замерзла. Казалось, что отморозила пальцы – вообще не чувствовала ног. Сложила в спальник всю одежду, засунула в рюкзак ноги, но согреться не получалось. В такие моменты мозг включается в режим выживания и работает на полную катушку. Я вспомнила, что у меня есть термос с чаем, перелила чай в бутылку для воды и положила в ноги. Кое-как согрелась и продержалась до утра. К следующей ночи подготовилась заранее: накипятила воды. Существуют специальные грелки, но это лишний вес в походе. Если мы идём в стационарный лагерь, то беру их с собой, а если далеко, и мне не нужно много тяжестей – до сих пор иногда пользуюсь лайфхаком с бутылкой горячей воды.

-6

– Заблудиться случалось?

– Было такое. Люблю уходить вперёд от группы, чтобы побыть наедине с собой, подумать о чём-то. Осенью ездили на Ведьмины озёра в Краснодарском крае. Когда возвращались, я отпросилась у старшего группы, чтобы пойти вперёд. Вроде маршрут простой, но всё-таки пропустила один поворот, сбилась с тропы и ушла далеко. Понимаю, что иду уже прилично по времени, начинает темнеть. Открыла карту и поняла, что возвращаться назад долго, а через лес напрямую – путь в три раза короче. Приняла решение сократить. Как страшно было – не передать! Шла и громко пела на всякий случай, чтобы отпугивать животных. В тех местах водятся дикие кабаны, а встреча с ними опасна. Путь через лес – не туристическая тропа. Попадались не только ухабы, но и глубокие рвы, которые нельзя было никак обойти. А назад дороги нет. Лезла напролом, дважды свалилась в реку. Когда уже почти стемнело, мокрая и грязная вышла из леса. Но была так счастлива, что выбралась и встретила своих. После этого случая купила рацию.

– Что взять с собой из продуктов, чтобы собраться компактно, не тащить тяжёлое?

– Сейчас много удобных вариантов, технологии дают массу возможностей. Для туристов выпускают сублимированные супы, каши, тушёнку в мягкой и облегченной упаковке. Всегда берём с собой орешки, сухофрукты, злаковые батончики – они дают много энергии, питательные и при этом почти не занимают места. Обязательно берите шоколад. И самое важное – вода. Без еды можно выжить, а без воды нет. Что касается снаряжения, то раньше оно было тяжёлым и громоздким: неподъемные брезентовые палатки, огромные спальники. Сейчас качественная двухместная палатка весит всего полтора килограмма. Когда думаю о том, как люди совершали восхождения в советское время и раньше, то восхищаюсь их героизмом. Ведь это и сейчас непросто, а с прежними ограниченными возможностями – вообще подвиг.

– Есть какой-то особый кодекс поведения у альпинистов?

– В горах ты такой, какой ты есть. Пытаешься пережить все трудности: дождь или снег, ветер сдувает, а ты должен дойти до конечной точки маршрута. При этом кому-то протянуть руку помощи, подсказать, поддержать словом. В трудную минуту и тебя кто-то поддержит. Поэтому люди, которые ходят в горы, настоящие. Мы, например, всегда даже чужой мусор забираем с собой, если находим.

– Какие самые сильные эмоции вы испытывали в походе?

– Ты видишь потрясающую красоту, и понимаешь, что не каждый может сюда прийти. Эти горы стоят миллиарды лет, а сколько тут бывало людей? Мало – и ты в их числе. Когда я впервые оказалась на Загеданском перевале, даже заплакала от счастья. Знаете, то чувство, как в детстве летаешь во сне? А я летаю до сих пор.

Наталья Гребенькова, фото из архива М. Кутьиной