Секрет успешной коррекции речи держится на трех китах: грамотно сформулированная цель, соответствие выбора пособий и методов речевому дефекту ребенка, диверсификация и регулярная балансировка методики. Решив для себя эти вопросы, родители с большой долей вероятности смогут избежать типичных ошибок.
1. Отсутствие системного подхода
Если нет цели, то нет и понимания, как ее достичь. От цели зависят наиболее важные параметры коррекции: срок, инструменты, уровень риска.
"Хорошая речь у ребенка" - это не цель, а пожелание.
Если цель - исправить звук/звуки, то можно делать артикуляционную, голосовую и дыхательную гимнастику, при необходимости массаж органов речи и использовать другие, традиционные и проверенные виды коррекции.
А если у ребенка ОНР 1 ст и он не говорит от слова совсем, - это другое.
Тут уже надо использовать и логоритмику и мелкую моторику, стимулируя кору ГМ.
Перед началом коррекции каждому ребенку стоит пройти диагностику. У логопедов есть онлайн-тесты, они также проведут проведут собеседование с родителями и с ребенком.
Есть родители, переживающие от малейшей неудачи малыша, а есть те, кто хладнокровно смотрят и на −50% дефектных звуков, непонимая, что именно сейчас пора заняться коррекцией, иначе будет поздно. От толерантности к ребенка к занятиям зависит выбор инструментов коррекции.
Чтобы успех в занятиях был устойчив и не падал при любой негативной динамике, важно добавлять в него самые разные инструменты, используя и рисование и музыку на занятиях, сказочную и песочную терапию. Иными словами, соблюдать диверсификацию.
Таким образом, вы будете готовы практически к любому развитию событий. Безусловно, как говорилось выше, соотношение методов в каждом случае будет разное (не забываем про цели, сроки и риски), однако «складывать все яйца в одну корзину нельзя».
2. Принятие решения на эмоциях
Отсутствие системного подхода приводят к метаниям и хаосу. В результате при отсутствие моментального успеха (вот прям сейчас) родители начинают принимать решения на эмоциях, например, кричат на ребенка, что он все делает не так, пытаются найти новую "волшебную таблетку". Интересно, что уже через несколько дней эффект может появиться , стоит лишь чуть-чуть подождать и похвалить ребенка за самые мизерные успехи.
Пока ваша проблема только у вас в голове. Но если вы будете акцентировать внимание малыша на его ошибках, то они закрепятся. Как показывает практика, бывает качественный скачок после некоторого количества повторений.
Еще одна частая эмоциональная ошибка — делать по принципу «Все побежали, и я побежал». Например, подруга рассказала о том, как им помогло конкретное задание или упражнение. Или что они поставили звук за 1-3 занятия. Всегда надо понимать, что подходит их Диме, совсем не подойдет вашему Саше.
3. Нерегулярность занятий
Ученые выяснили, что есть удачные и неудачные дни, у каждого человека свой биоритм.
Поэтому надо заниматься регулярно и систематически. Любители поймать моменты для удачного занятия, подходящего дня, сезона, месяца больше теряют, чем приобретают.
Нет никакого смысла заниматься наскоками: когда «вспомнил», когда «есть настроение». Лучший способ для коррекции — регулярно и частями. Для этого идеально подходят регулярные консультации у логопеда, где вы можете узнать, правильно ли все делаете.
4. Переоценка собственных возможностей
Бытовой пример: в понимании человека, который никогда ремонтом не занимался, повесить зеркало на стену просто: выбрал место, прибил два гвоздя — и готово. Человек, который занимается ремонтом профессионально, узнает толщину стены, вес зеркала, подберет саморезы или анкер-шуруп, проверит, где идет электрическая разводка, сделает замеры с помощью строительного уровня. И результат будет отличаться.
Аналогично и в логопедии. Профессионал никогда не будет что-то делать наобум, он будет анализировать речевые особенности ребенка, прогнозировать перспективы развития речи, регулярно ребалансировать компоненты речи, выбирать инструменты точно в соответствии с конкретным дефектом речи, то есть обеспечивать выполнение изначально поставленных задач и условий. Именно поэтому многие богатые люди предпочитают пользоваться услугами профессионального и опытного логопеда, так как у них нет времени заниматься этими вопросами самостоятельно.
5. Вера в мифы
«Хороший логопед - это дорого», «исправить звук - это пустяки, раз-два и готово, логопеды обдирают нас», «мальчик в соседнем подъезде не говорил 9 лет, а потом у него появилась речь», «занятия с ребенком— это постоянный стресс». Это и многое другое себе говорила или слышала от других каждая мама плохо говорящего ребенка.
Заниматься можно и недорого — главное регулярно,, например в логопедическом саду, а занятия и долгий срок творят чудеса, не нужно быть профессионалом и тратить на это все свое время — для этого есть профессиональные логопеды и развивающие центры. Чтобы сберечь нервы, можно обратиться к частному логопеду за консультацией, диагностикой и поддержкой.Или купить курс и заниматься дома.
Формулируйте цели, трезво оценивайте свои возможности, выбирайте надежные инструменты и риск ошибок будет сведен к минимуму.
Напишите в комментах, как у вас обстоят дела с речевыми проблемами и какой вариант вам больше подходит.
1. Разовая диагностика и консультация
2. Наставничество 1 раз в неделю
3. Индивидуальные занятия.
4. Онлайн курс.
Еще здесь вы можете узнать о проблемах с речью и как с этим бороться
https://www.youtube.com/channel/UCNkwKWU8G3ZiukJwB6LSu8Q
https://instagram.com/logopediks_
https://t.me/+EFXBQdrlpGIzZTY6