Найти тему

Обнаружение и подавление беспилотных воздушных судов – важная государственная задача

Оглавление

Актуальность проблемы защиты объектов от беспилотников обусловлена растущим количеством дронов в воздухе и их все более широким использованием. Андрей Демидюк, директор по развитию компании «Рубеж-Инжиниринг», доктор военных наук, ответил на вопросы журнала «Системы безопасности».

Задача противодействия беспилотным воздушным судам (БВС) сегодня очень актуальна. Согласны ли вы с этим утверждением?

БВС очевидно представляют угрозу военным и гражданским объектам, физическим лицам в силу специфики их летно-технических характеристик, тактики применения, возможности совершения эффективных разведывательных, диверсионных и террористских атак, позволяющих при этом оставаться безнаказанным пилоту. Возможности существующих средств обнаружения и противодействия БВС (особенно мини- и микроклассов) ограничены в силу особенностей таких беспилотных воздушных судов: малой радиолокационной, телевизионной, оптической и акустической заметности; применяемых частотных диапазонов и структур сигналов управления, методов помехозащиты.

Для каких объектов (сфер) БВС представляют наибольшую опасность и почему?

Для всех без исключения! Все зависит от характера угрозы, целей пилотов БВС, их обученности и мотивированности, тактико-технических характеристик (ТТХ) самих БВС. А вообще угроза тем выше, чем ниже уровень эффективности системы защиты от угроз.

Какие существуют способы противодействия БВС? В каких случаях каждый из них наиболее эффективен?

Можно выделить три вида методов противодействия беспилотным воздушным судам: радиоэлектронные, физические и оптические.

1. Радиоэлектронные методы:

  • постановка помех с целью прерывания канала управления дроном с наземной станции;
  • постановка помех с целью прерывания связи дрона со спутниками навигационных систем;
  • GPS-/ГЛОНАСС-спуфинг (фальсификация навигационных координат);
  • перехват управления дроном;
  • применение мощных электромагнитных импульсов.

2. Физические методы:

  • уничтожение с применением оружия;
  • применение дрона-истребителя;
  • экзотические – дрессированные крупные хищные птицы, набрасываемые сети, распыляемые клейкие массы, захлестывающие пропеллеры ленточки и др.

3. Оптические: ослепление оптической системы дрона с помощью специальных светотехнических установок.

Как всегда, наиболее эффективными являются комбинированные способы защиты. Но для небольших и высокоскоростных БВС вне конкуренции остаются радиоэлектронные способы борьбы.

Насколько использование антидрон-систем обеспечено законодательно? Какую работу целесообразно провести в этом направлении?

Применение таких систем для пресечения нахождения БПЛА в воздушном пространстве в целях отражения нападения на охраняемые объекты регламентируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2022 г. № 638-ФЗ, внесшим поправки в Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране" (ст. 11, 15, 16).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. № 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокоточных устройств" (в ред. постановления Правительства РФ от 10 июля 2017 г. № 816) "радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства государственных органов и организаций, используемые для нужд органов государственной власти, для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка" изъяты из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации.

Покупатель, при необходимости, перед началом эксплуатации устройства защитного отключения (УЗО) самостоятельно регистрирует
его в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Направление защиты от беспилотных воздушных судов в стадии становления. Каково его ближайшее будущее? Какие технологии в этой сфере вы считаете перспективными?

Можно достаточно уверенно утверждать, что развитие БВС будет осуществляться быстрыми темпами в следующих направлениях: тяговооруженности, полезной нагрузки, автономности применения, расширения частотных диапазонов каналов управления, повышения помехозащищенности, совершенствования летно-технических характеристик, миниатюризации, интеллектуальности, обеспечения возможности группового применения дронов в системах с искусственным интеллектом.

Подробнее