Авторы статьи: Наталья Викторовна Антонова, Екатерина Андреевна Князева
Аннотация
Статья посвящена анализу связи иррациональности мышления и стратегий выбора жизненного пути.
Цель исследования: выявить преобладающие стратегии выбора жизненного пути у людей с разной степенью иррациональности мышления.
Выборка: 26 человек.
Методы исследования: 1) тест А.Эллиса 2) авторская методика определения стратегии выбора жизненного пути.
Результаты показали, что люди с высокой выраженностью иррациональности мышления склонны следовать единой стратегии в различных ситуациях, тогда как люди с низкой выраженностью иррациональности более гибки и выбирают различные стратегии в зависимости от ситуации. В целом респонденты оказались более склонны к активным стратегиям, чем к пассивным.
Ключевые слова: иррациональные убеждения, рациональные убеждения, стратегии выбора жизненного пути, пассивные стратегии, активные стратегии, смешанная стратегия, единая стратегия.
Исследования выбора жизненного пути имеют давнюю традицию в отечественной психологии. Б.Г. Ананьев определял жизненный путь человека как «историю формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения, и позиции» (Н.А. Логинова, 2005, с. 172). С.Л. Рубинштейн сделал акцент не на социальной, а на личностной ориентировке индивида: «жизненные отношения личности обусловливают мотивацию и смысловое содержание индивидуального жизненного пути» (С. Л. Рубинштейн, 1997, с 95.). Смысловые содержания жизненного пути, а, впоследствии, и сам жизненный путь, формируется, и мотивируются через жизненные отношения, а именно коммуникации с кем-либо или чем-либо. Тем самым те отношения, которые выстраивает индивид, являются превалирующими, по мнению психолога, в процессе формирования жизненного пути.
Большой вклад в понимание жизненного пути личности внесла А. Абульханова-Славская. Она раскрывает жизненный путь через сумму составляющих, а именно: жизненной позиции, жизненной линии, смысла жизни. Именно эти три категории, по мнению А. Абульхановой-Славской, определяют понимание жизненного пути. Жизненная позиция является неким внутренним потенциалом единичного жизненного пути. Также, жизненная позиция раскрывает в себе качество отношений, в разном своем проявлении: к себе, к другим, к деятельности, к труду, а в общем контексте, отношение к жизни. Однако особое место здесь занимает именно деятельность и коммуникации с ней. Следующая единица пути, по мнению психолога, это жизненная линия, в данном рассмотрении, предстает, как динамическая единица, с некоторой последовательностью фаз. Здесь откликается рассмотренная нами выше позиция Б.Г. Ананьева, где жизненный путь — это структура последовательных «происшествий». Смысл жизни, последняя категория в рассмотрении феномена, отражает некоторую структуру с целями, притязаниями, намерениями, и что важно, осуществлениями, что дает возможность проследить перспективу и субъективную динамику жизни. Тем самым, жизненный путь предстает перед нами как то, что находится в постоянном поиске структуры через классификации, но при этом остается сугубо индивидуальной и во всем своем многообразии, неповторимой единицей (Абульханова-Славская, 1991).
Исследования показывают, что человек в ситуации выбора осознанно или неосознанно, обращается к тем или иным стратегиям (Payne J. M. Bettman J. R., Luce, 1996). У стратегии жизни есть свои признаки, выделенные Абульхановой - Славской, через которые происходит различение стратегии жизни и ложного его представления. Первый признак стратегии – целеполагание. Стратегия жизни есть некий вектор, направление с сопутствующей ориентировкой и этапами достижения. Второй признак стратегии – решение противоречий, где разрешается конфликт между потребностями личности, и ожиданиями от нее социума, применяя все силы и навыки индивида на выстраивание иерархии. Третий признак – творчество. Через созидание и активность личности происходит конструирование жизненной стратегии личности. Тем самым, психолог выделила ряд признаков, отличающих стратегию жизни от иных вариаций понятия, где есть место цели, творчеству и преодолению, очертив структуру каждой человеческой жизни, но вместе с тем, важно помнить, что, имея общий контур жизненного пути в виде стратегий, он все равно остается индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием каждого, где, по итогу, каждый человек имеет такую жизнь, которую построил сам (Абульханова-Славская К. А., 1991).
Так, стратегия жизненного пути - есть «стратегия поиска», разворачивая данную мысль: «стратегия жизни, это постоянное приведение в соответствие своей личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем тех, которые вырабатываются в жизни». Тем самым, стратегия является некоторым способом совладания между внутренними интенциями личности, и социальными требованиями от нее. Во взглядах психолога, на позицию стратегии, есть важное допущение, откликающиеся в фигуре выбора в контексте жизни, к которой мы неумолимо движемся. Абульханова–Славская К.А., представляет индивида в личной жизненной картине в роли субъекта по отношению к деятельности, в отношении общения, и по итогу, субъектом собственной жизни. Из этого следует, что включенность и сама активность субъекта исходит из потребности в деятельности, но вместе с тем активность определяет деятельность. Тем самым, активность личности является некоторой движущей силой для формирования и реализации стратегии, что, делает человека автором собственной жизни, реализуясь, в частности, и через активность выбора (Абульханова-Славская, 1991).
Роль иррациональности мышления в выборе стратегий жизненного пути
По данным исследований, прослеживается взаимосвязь между наличием иррационального убеждения и тяжелыми жизненными переживаниями индивида. Так в исследовании А. Бека, убеждение имеет взаимосвязь с депрессивными эпизодами (Beck A, 1987), в тоже время, феномен закрепляется в позиции некоторого детерминанта в образования у индивида негативных эмоций (David D., Schnur J., Belloiu A., 2002). Стоит дополнить данную цепь закономерных связей наличием коррелята ограничивающего убеждения с дисфункциональными насильственными (эмоционально или физически) романтическими отношениями (Kaygusuz C., 2013). Данная статистика, в уже проведенных исследованиях, отражает то негативное влияние иррациональных убеждений, которое проявляется в ухудшении благополучия жизни индивида, и вместе с тем показывает всю значимость и серьезность изучения данного феномена.
Иррациональное убеждение имеет, с позиций разных психологических направлений, достаточно широкую вариацию близких по смыслу понятий, таких как: установка, негативное, ограничивающее, иррациональное убеждение, каузальная атрибуция, аттитюд. Установка, - это неосознанное психологическое состояние, представление о мире, базирующееся на прошлом опыте (Большой энциклопедический словарь, 1991—2002). Можно было бы сказать, что установка есть некоторая схема поведения или же мысли, являющейся глубинным переживанием имплицитной памяти, и позволяющая выстраивать поведенческую реакцию на события жизни конкретным способом. В таком виде установка не выглядит понятием, с серьезной негативной коннотацией, скорее предстает, как частичный помощник в ситуации неопределенности. Однако исследование установки продвинулось дальше, и на психологическое поле вышло понятие глубинной установки, или же глубинного убеждения, другими словами. Глубинная установка, понятие, пришедшее из когнитивной терапии, развило чуть шире мысль о феномене, дав ей более информативный контекст. Глубинная установка есть абсолютизированное знание о себе и о мире, некоторая выжимка своего прошлого, транслируемого в настоящее. Данный феномен имеет свое детерминирующее влияние на формирование целей, представление о своей жизни, формирование «Я – образа» и мира, определяя вместе с тем внутреннюю оценку себя. Тем самым, на базе глубинных убеждений растет и разрастается паутина знаний и смыслов жизни индивида. Стоит также заметить, что установка тесно связана с ценностным аспектом личности индивида, где в соответствии с ним, формируется, а в последствии, реализуется. Можно было бы сказать, что ценности проявляются через функционирование установки, и вместе с тем, ценности формируют ее, создавая крепкую связь понятий.
Классификацию искажений мышления разрабатывал А.Бек и его последователи (Бек, Фримен, 2019). А. Эллис, родоначальник рационально – эмоционально поведенческой терапии, определял иррациональное убеждение как систему индивидуальных иррациональных представлений о мире, убеждения, носящих характер предписаний, требований, имеющих абсолютистский характер, часто представленных в виде преувеличений, упрощений, необоснованных предположений, ошибочных выводов. В соответствии с теорией РЭТ, негативная оценка ситуации происходит не за счет объективных данных, а в следствии интерпретации индивидом реальности в соответствии с иррациональным убеждением, приобретённым еще в детские годы (Эллис А., Макларен К. , 2008.). Он также выделил четыре категории иррациональный убеждений. Первая группа – катастрофизация, убеждение, направленное на восприятие неблагоприятных событий, где уровень устойчивости к трудностям и сопутствующим переживаниям очень низкий, а степень эмоциональной реакции высокая, реагирующая на события, как на невыносимые, ужасающие и тд. Вторая группа иррациональных убеждений отражает долженствование разной направленности: долженствование в отношении себя, долженствование в отношении других, в отношении мира. Данная оценочная установка предъявляет излишне высокие требования, в первом случае к себе, что приводит к неврозу, во втором и третьем случае к другим, где присутствует статичная неудовлетворенность. Третья группа иррациональных убеждений – низкая терпимость к фрустрации, где индивид реагирует похожим способом, что и в первой группе убеждений, но есть отличие в восприятии ситуации, где при низкой фрустрации, индивид переживает события как невыносимые; нетерпимость к дискомфорту, трудностям, неудачам. И последняя группа иррациональных убеждений - обесценивание, уничижение с разной направленностью также, где человек воспринимает себя, как недостойного, а также, в ситуации направленности во вне, видит так окружение, возвышаясь за счет этого. Тем самым, А. Эллис наиболее полно представил функционал и влияние иррациональных убеждений, разработав классификацию, а в последствии, методику по анализу наличия установки (Ellis, 2002).
Таким образом, иррациональное убеждение есть дисфункциональная модель восприятия реальности, где под призмой ложной интерпретации индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с искаженным знанием. Данное действие ведет, с одной стороны, к патологическим реакциям разного спектра, где индивид встречает более серьезные последствия, в виде ментальных и эмоциональных нарушений, а с другой, имеет влияние на удовлетворенность жизнью и возможность эффективно функционировать и реализовываться.
Когнитивно-поведенческая терапия является терапией первой помощи при большинстве ментальных расстройств. Начните изучать КПТ-техники с опытными наставниками на Базовом курсе КПТ, который стартует в онлайн-формате уже 1 июля 2023 года!