- Привычная надпись «пастеризованное» на пакете молока во все горло кричит нам, что его вклад в науку трудно переоценить. Метод обеззараживания продуктов, доказательство невозможности самозарождения жизни, изобретение вакцин от холеры, сибирской язвы, бешенства - все это, упрямый слуга науки, Луи Пастер.
- Новая наука стереохимия
- Слава и гонители
Привычная надпись «пастеризованное» на пакете молока во все горло кричит нам, что его вклад в науку трудно переоценить. Метод обеззараживания продуктов, доказательство невозможности самозарождения жизни, изобретение вакцин от холеры, сибирской язвы, бешенства - все это, упрямый слуга науки, Луи Пастер.
Новая наука стереохимия
Пастер был профессором химии и физики, и всю жизнь лечил людей. В возрасте 46 лет ему пришлось спасать самого себя: кровоизлияние в мозг парализовало левую половину тела. Он изучал свою болезнь по книгам и в результате восстановил работоспособность. Более того, все самые известные открытия были совершены уже после инсульта!
Первый шаг к славе Луи сделал в 1848, обнаружив асимметрию кристаллов винной кислоты. Открытие так взволновало молодого ученого, что он выбежал из лаборатории, подошел к прохожему и рассказал об этом. Работа была вознаграждена премией в 1500 франков и членством в Ордене Почетного легиона. Затем были спасение винодельческой отрасли, избавление производителей шелка от болезней тутового шелкопряда, создание вакцин.
Слава и гонители
В 1886 году история укушенных бешеным волком смоленских крестьян способствовала всемирному признанию заслуг Пастера. Деньги для лечения пострадавших собирали всем Земством, а российский император Александр III добавил 700 рублей на поездку в Париж. Как только Пастер получил письмо из России, он тут же ответил: «Приезжайте немедленно». Из 19 крестьян после вакцинации выжили 16 человек. Это был огромный успех!
Тем временем во Франции не прекращалась травля ученого на так называемых «митингах негодования». Главная претензия – все достижения Пастера основаны на жажде наживы. По-видимому, это была обыкновенная зависть.
В адрес Пастера его коллега Антуан Бешан бросал эпитеты: «самый поверхностный ученый», «фальшивый», «приписавший успех самому себе». Уже в XX веке профессор Патрис Дебре опишет Пастера как несправедливого, высокомерного, авторитарного человека и снова упрекнет в плагиате.
Итог подобным рассуждениям очень точно подвел американский бактериолог Герберт Конн еще в 1895 году:
«Другие открыли факты, Пастер определил законы».
Благодарных учеников и коллег было значительно больше, чем гонителей.
Пастер очень обрадовался, он показывал это письмо друзьям, цитировал его со всеми похвалами в научных статьях и даже поместил в своей книге о пиве.
Личная жизнь подчиняется науке
Огромное трудолюбие и настойчивость способствовали научным достижениям. Пастер вставал рано утром, шел в лабораторию и трудился до глубокой ночи, плотно закрывая дверь чердака. Ему нравилось работать одному. Но он также испытывал удовольствие от шумной аудиторию при объявлении результатов исследований. Рассказывают, будто в день свадьбы с Мари Лоран, дочерью ректора Страсбургской Академии, Луи пришлось вытаскивать из лаборатории и напоминать, что сегодня он женится.
Тиф унес троих из пятерых детей Пастеров. Переживания и постоянная работа с микробами привели к болезненному стремлению к стерильности, которое окружающим казалось причудой. Он резко выступал против курения, предпочитал не пожимать руки и внимательно изучал столовые приборы перед обедом на предмет чистоты.
Но вместе с тем Пастер мог проявить абсолютное бесстрашие.
Мадам Пастер говорила отцу, явно цитируя своего супруга:
«Опыты, которыми он занят в нынешнем году, в случае их удачи увенчают нас славой Галилея или Ньютона».
Она была очень предана мужу и давно согласилась быть на втором месте после лаборатории.
Удивительно, что Луи Пастер, долгие годы исследуя болезни вина по просьбе французских виноделов, не проникся любовью к напитку и не разбирался в нем. Он также никогда не был замечен в романтических отношениях с другими женщинами помимо своего брака.
Оригинальный ум
Пастер был убежден в приоритете французской науки. Он не принял прусский орден и степень доктора медицины от научного сообщества Университета Бонна. В 1870 году разгорелась франко-прусская война, и ученый не разрешил перевести на немецкий свою книгу по пивоварению, несмотря на обещанные гонорары. С главным соперником, немецким врачом Робертом Кохом, он не раз сталкивался в эмоциональных баталиях, за которыми следил весь научный мир.
Микробиолог и писатель Рене Дюбо характеризовал Пастера как самого преданного слугу, который «когда-либо был у науки". Но помимо преданности, нужны были ум и изобретательность. Эти качества в полной мере проявились в экспериментах с целью доказательства невозможности самозарождения жизни.
Пастер создал колбу определенной формы с длинным изогнутым носиком, через который не могли проникнуть частицы пыли с микробами, но свободно проходил воздух. В колбе прокипяченный бульон оставался чистым много дней. Открытие Пастера показало, что микробы не образуются спонтанно из самого бульона. Восторжествовал принцип: «живое – только из живого».
Преданность делу
Ощущение незавершенности своей работы беспокоило Пастера в последние годы. Пастер принимал коллег очень радушно и безвозмездно делится с ними биологическим материалом для производства вакцин.
Русский биолог Илья Мечников оказался в маленькой лаборатории в Латинском квартале Парижа в 1887 году и описал уже немолодого Пастера так:
Однако, Мечников не сомневался, что
Познакомиться со многими другими знаменитыми историческими личностями вы можете используя навигацию по нашему каналу:
Друзья, рады видеть вас на страницах нашего канала! Подписывайтесь, предлагайте в комментариях, о ком из известных личностей вы хотели бы узнать новые или малоизвестные факты.