Найти тему
BFM.ru

Законопроект о правилах продажи алкоголя в интернете направили в правительство

   Dan Cristian Paduret/Unsplash
Dan Cristian Paduret/Unsplash

В правительство направили законопроект о правилах продажи алкоголя в интернете. Онлайн-продажей алкоголя и его доставкой смогут заниматься компании, имеющие лицензию на закупку, розничную продажу, хранение и поставку алкогольной продукции, при условии включения сайта продавца в спецреестр. За включение в него компании должны будут заплатить госпошлину. Это следует из предложенных сенатором Андрем Клишасом поправок в законодательство, которые он направил на рассмотрение зампреду правительства Дмитрию Григоренко.

По словам сенатора, поисковые системы в месяц фиксируют от 300 тысяч до 600 тысяч запросов по теме «алкоголь с доставкой на дом».

Клишас уточнил, что в правительство для получения заключения был направлен законопроект, предложенный ему Торгово-промышленной палатой и Ассоциацией компаний интернет-торговли, в которую, в частности, входят Ozon, «Сбермаркет», Wildberries. Говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Запрет на доставку алкогольной продукции ввели еще в 2007 году. На тот момент не существовало ни технологий, ни возможностей контролировать этот оборот в интернете, и тогда действительно этот запрет был вполне оправдан. Сейчас, когда есть все технологии, позволяют делать это контролируемо, без рисков, никаких проблем в том, чтобы разрешить контролируемую дистанционную торговлю алкогольной продукцией, я не вижу. И объективно, если мы с вами захотим заказать алкоголь, это можно сделать и сейчас, никакой проблемы, особенно в крупных городах, с этим нет. Огромное количество сервисов вам доставит любой ассортимент. Другая проблема только в том, что вся эта доставка является нелегальной, сама сделка является нелегальной, а значит, вы не можете предъявить ни претензии к этому продавцу, ни к качеству товара, который вам привезли. За 2022 год, по нашим данным, это уже около 50 млрд рублей, это именно нелегальный оборот, который сейчас существует. НИФИ Минфина оценило этот оборот в 30 млрд рублей, но это самая минимальная оценка. С точки зрения того, как это будет работать, на мой взгляд, в законопроекте детально описан механизм, он полностью исключает любые риски передачи алкогольной продукции несовершеннолетним, это двухфакторная идентификация. Интернет-магазину неважно, как меня зовут, вообще другая информация обо мне ему не нужна, ему нужно только получить один отклик от системы, есть мне 18 лет или нет».

Чтобы купить алкоголь онлайн, пользователь должен будет заключить договор, подтвердив перед этим свой возраст с помощью учетной записи на «Госуслугах». Второй раз проверка возраста происходит во время передачи алкоголя покупателю в формате QR-кода на экране его телефона или числового кода. Также возраст можно будет подтвердить с помощью, например, паспорта или водительских прав. Если покупатель не сможет подтвердить свой возраст, то договор купли-продажи расторгается. В таком случае деньги возвращаются покупателю не позднее чем через десять дней.

Созданием спецреестра и контролем за ним будет заниматься Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Вся информация будет на ее сайте.

При покупке через интернет намного проще контролировать место и время покупки, а также возраст клиента. При этом расширяется ассортимент, а конкуренция снижает цены, говорит генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский:

Максим Черниговский генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» «На сегодняшний день в свободном режиме около трех тысяч сайтов реализуют на территории страны нелегальную спиртосодержащую [продукцию]. С другой стороны, легальные производители алкогольной продукции не имеют возможности реализовывать свою легальную, во всех отношениях безопасную алкогольную продукцию посредством интернета. На мой взгляд, все, что связано с онлайн-продажами алкогольной продукции, гораздо безопаснее, чем офлайн-продажи, потому что все те законодательные ограничения, которые существуют в РФ, гораздо проще реализовывать посредством онлайн-продаж алкогольной продукции, нежели офлайн-продаж. Конкурентная составляющая повысится, что в том числе скажется на снижении цен на легальную алкогольную продукцию. На сегодняшний день более 70% всего алкогольного объема легального реализуется через крупные сетевые магазины, а развитие онлайн-продаж позволит небольшим легальным производствам и во всех отношениях качественной, в первую очередь винодельческой продукцией, развивать свой бизнес. Люди приезжают с Дальнего Востока, допустим, в тот же Крым, пробуют местные вина, но в Сибири и на Дальнем Востоке, у нас страна большая, приобрести уже эту винодельческую продукцию не представляется возможным».

Ранее комитет Госдумы по экономической политике одобрил к первому чтению законопроект правительства о дистанционной продаже вина через сайт «Почты России», однако затем совет Думы отложил рассмотрение этого законопроекта на неопределенный срок.