У DC опять не получилось
В киновселенной DC немало проблемных фильмов, которые рождались в настоящих муках. Достаточно вспомнить многострадальную «Лигу справедливости», которую начинал Зак Снайдер (получивший впоследствии возможность выпустить и свою версию), а заканчивал Джосс Уидон. Или, например, «Бэтгерл», которая была снята, но не добралась до релиза. Вот и «Флэша» смело можно назвать кино с очень непростой судьбой. Запуская свою киновселенную, компания DC планировала выпустить его еще в 2016 году, но с тех пор фильм множество раз переносился. Сценарий не раз переписывали различные авторы. Прежде чем пост постановщика занял Андрес Мускетти несколько других режиссеров брались за проект, но затем покидали его. А когда премьера «Флэша» наконец замаячила на горизонте, разгорелись скандалы, связанные с личной жизнью Эзры Миллера. Но вот фильм добрался до экранов, мы уже посмотрели его и готовы поделиться мнением, стоил ли он долгого ожидания.
Предыдущие фильмы DC, как и вообще большинство кинокомиксов, чаще всего использовали персонажей и идеи из комиксов, но обычно не опирались на конкретные сюжеты. Мускетти пошел иным путем, напоминающим то, что сделали братья Руссо в «Первом мстителе: Противостояние» — взяли за основу известный комикс, и, хотя не могли перенести его на экран в точности, все-таки многое из него почерпнули.
Для «Флэша» таким источником вдохновения послужила серия 2011 года «Флэшпойнт» — пожалуй, один из самых важных и нашумевших кроссоверов DC Comics, с помощью которого издательство устроило «мягкую перезагрузку» своей вселенной. В комиксе события начинались с того, что Барри Аллен однажды просыпался и осознавал, что мир разительно отличается от того, который он знает. Здесь не существует Лиги Справедливости, в Европе бушует конфликт между амазонками во главе с Чудо-Женщиной и атлантами, которых возглавляет Аквамен, а сам Барри лишен сил и не стал Флэшем. Он пытается разобраться, что изменило реальность, вернуть себе способности и восстановить прежний мир.
Если в комиксе до поры сохраняется интрига, что именно привело к радикальным изменениям истории, то в фильме это подается прямолинейно. Осознав, что Сила скорости дает ему возможность путешествовать в прошлое, Флэш решает спасти маму от смерти, и это приводит к появлению альтернативной реальности.
Одним из главных достоинств «Флэшпойнта» было то, что его сценарист Джефф Джонс создал запоминающийся и интересный новый мир, который было интересно узнавать вместе с главным героем. Этот мир получился мрачным и негостеприимным, а у знакомых персонажей в нем были оригинальные роли. Особенно любопытным получился Бэтмен — под его маской здесь скрывался не Брюс, а его отец, ставший куда более суровым и жестоким Темным рыцарем. Мир «Флэшпойнта» буквально дышал опасностью, и его конфликты были изящно переплетены с персональной историей Барри.
Во «Флэше» же альтернативная линия времени, созданная главным героем, сама по себе оказалась совершенно непримечательной. Более того, здесь у Барри действительно получилось в значительной степени изменить историю к лучшему, а не купить личное семейное счастье ценой многочисленных бедствий для остального человечества. Возникает закономерный вопрос, зачем же Барри возвращать все, как было прежде, и сценаристам приходится выдумывать для этого довольно натянутое объяснение. А тот же альтернативный Бэтмен здесь отличается разве что актером — да, когда снова видишь Майкла Китона в этой роли, испытываешь прилив ностальгии, и пара ярких сцен с его участием в фильме есть. Но никакого смелого переосмысления образа Темного рыцаря, подобного тому, что было в комиксе, от фильма ожидать не стоит.
А вот к чему стоит приготовиться, так это к обилию шуток и комичных моментов. Флэш сталкивается со своей более молодой версией, и восемнадцатилетний Барри, не потерявший в детстве родителей, оказывается полнейшим оболтусом. На протяжении львиной доли фильма Мускетти фокусирует внимание на взаимоотношениях двух Барри, которые выливаются в изрядное количество юмористических сцен и диалогов. Среди них есть и действительно удачные, но таковы далеко не все, и порой во время просмотра «Флэша» возникает ощущение, что это подростковая комедия средней руки.
Критики упрекали многие предыдущие фильмы киновселенной DC в переизбытке подчас не слишком качественной компьютерной графики в боевых сценах, и эту претензию можно предъявить и «Флэшу». Мускетти не пытается найти какие-то нетривиальные визуальные решения для демонстрации способностей заглавного героя, а просто насыщает экран обилием спецэффектов. В итоге несколько сравнительно камерных экшен-сцен с Бэтменом производят больше впечатления, чем вроде бы масштабные батальные сцены, в которых первую скрипку играет Флэш.
Учитывая, что Эзра Миллер здорово проявил себя в предыдущих фильмах франшизы, и его герой полюбился зрителям, а опирались Мусскети и сценаристы на очень сильный комикс, у фильма был потенциал стать настоящим событием на ниве супергеройского кино. Увы, этот потенциал создателям реализовать не удалось, и «Флэш» стал очередной бесславной вехой киновселенной DC.
В 2013 году по «Флэшпойнту» вышел полнометражный анимационный фильм The Flashpoint Paradox, который очень близок к первоисточнику. И мы бы рекомендовали к просмотру скорее его, чем «Флэша», которому недостает и размаха, и оригинальности, и драматизма комикса, послужившего для Мускетти источником вдохновения.