Найти в Дзене

В тридевятом царстве, в белокаменном государстве.Часть2. Покров-на-Нерли. Тот самый кадр.

Наше путешествие по Владимиро-Суздальской земле продолжилось...по заливным лугам. Именно в таком живописном месте и находится известнейший и красивейший памятник белокаменного зодчества, который, как говорят эксперты, имеет идеальные пропорции и совершенный утонченный силуэт.

Конечно, речь о Храме Покрова-на-Нерли, что находится всего в 13 километрах от Владимира, в селе Боголюбово.

Ну как, в селе... Навигатор привел нас к железнодорожной станции Боголюбово, а дальше нужно было пешком перейти по мосту через рельсы и продолжить путь по дорожке, проложенной прямо по лугу.

Прямо по лугу вымощена каменная тропа
Прямо по лугу вымощена каменная тропа

Туристов было достаточно много, а вокруг мельтешили вот такие повозки, развлекающие народ:

Почувствуй себя "барином"!
Почувствуй себя "барином"!

Храм Покрова-на-Нерли был построен в 1165 году при Андрее Боголюбском, всего за ОДИН год! История его возведения доподлинно неизвестна, есть несколько версий.

Первая - мистическая: дескать, во время похода князя Андрея на волжских булгар в 1164 году, от имевшихся в русском войске икон Спаса, Владимирской Богоматери и Креста неожиданно начали исходить лучи огненного света. В честь этого события князь Андрей и решил построить храм.

Вторая версия гласит, что поводом для постройки послужила гибель сына князя Андрея Изяслава во время похода на Волжскую Булгарию.

Есть забавная версия историка Татищева (привет Екатеринбургу!), который утверждал, что князь Андрей Боголюбский очень дружил с императором Римской империи Фридрихом Барбароссой. И для постройки церкви последний прислал европейских мастров.

В связи с этой версией не могу не провести воображаемый диалог этих персонажей, который встретился мне в одной статье:

Звонит значит Андрей Юрьич другу своему, и говорит, Фридрих Фридрихевич, дарагой мой друг, я тут решил церковь построить, на бережку, у тебя там мастеров нет, имеющих опыт строительства ПРАВОСЛАВНЫХ Храмов? Да таких, кто с камнем белым может работать?» Фридрих ему: «Ну прям таки с опытом православных Храмов нет, токо католических… Но это же найн проблем, даш им там памошников, они быстро научатся… Завтра прям самолетом и отправим, в Шереметьево, а далее на тройке варанных, от Масквы за пару дней будут… Токо бы инструмент в багаж пропустили…»

Но, как бы не было смешно такое предположение, многие эксперты всерьез выявляют некоторое сходство элементов Владимиро-суздальской школы зодчества и романской архитектуры.

Фото из интернета. Пример романской архитектуры - церковь Нотр Дам ля Гранд в Пуатье (Франция).  Хм... ну, кое-какие сходные элементы, действительно, можно заметить -как минимум, порталы и орнаменты со зверями и птицами.
Фото из интернета. Пример романской архитектуры - церковь Нотр Дам ля Гранд в Пуатье (Франция). Хм... ну, кое-какие сходные элементы, действительно, можно заметить -как минимум, порталы и орнаменты со зверями и птицами.

Не меньше нестыковок связано и с названием "Покров-на Нерли". Дело в том, что праздник Покрова получил распространение на Руси гораздо позже, чем построился храм.

В общем, загадок и тайн этот древний памятник хранит немало.

Но, давайте уже посмотрим на него.

Храм удивительным образом органично вписывается в окружающий пейзаж
Храм удивительным образом органично вписывается в окружающий пейзаж
Устремляется ввысь, как положено.
Устремляется ввысь, как положено.

На трёх фасадах - северном, южном и западном расположены три одинаковых рельефа - на троне царь Давид, вокруг которого расположены скульптуры львов и голубей.

Долгое время считалось, что это изображение Иисуса Христа, однако позже была обнаружена надпись "ДА ВЪ", что позволило однозначно определить персонажа.
Долгое время считалось, что это изображение Иисуса Христа, однако позже была обнаружена надпись "ДА ВЪ", что позволило однозначно определить персонажа.

В образе царя Давида воплотился идеал мудрого, справедливого и сильного правителя, к которому стремились и владимирские князья. Львов вообще очень много в резьбе собора. И, если присмотреться, они все "улыбаются". Где-то промелькнуло, что это технология обработки камня такая.

Аркатурный пояс с резьбой
Аркатурный пояс с резьбой

Нижние зоны фасадов церкви украшены резными элементами, изображающими крылатых зверьков, птиц, растения, всевозможные маски и лики. Над символикой и расшифровкой каменных рельефов спорят поколения ученых, но, в целом, все это разнообразие символизирует мир двух противоборствующих сил - добра и зла.

С этого ракурса, пожалуй, лучше всего видно изысканность пропорций и совершенство линий храма.
С этого ракурса, пожалуй, лучше всего видно изысканность пропорций и совершенство линий храма.
Быть может, эти порталы делали европейские мастера.
Быть может, эти порталы делали европейские мастера.

Внутри храма ничего примечательного не оказалось - фрески и майоликовые плитки, украшавшие когда-то его стены были утрачены во время непрофессиональных реставрационных работ в 19 веке, и теперь там просто камень.

Насладившись гармонией культуры и природы, мы отправились дальше.

Ах, да. Вот же он, "тот самый" кадр:

Пришлось "встать в очередь" за желающими поймать этот ракурс ))
Пришлось "встать в очередь" за желающими поймать этот ракурс ))