Странное, не слишком привычное для нашего слуха слово «коч». Однако именно так называлось легкое палубное судно на парусно-весельной тяге известное в России с XVI века. В допетровское время, особенно в XVII веке, оно стало самым популярным плавсредством, способным успешно ходить через Арктику, Сибирь, преодолевать льды и волоки. Именно на нём Семён Дежнев и Федот Алексеев отправились в свою далёкую северную экспедицию.
Длина Коча не превышала 20 метров, но в него вместиться до 40 человек вместе с провиантом. При попутном ветре коч мог проходить в сутки 130–150 км, а самые умелые мореплаватели преодолевали даже до 220 км. Конструкцию придумали смекалистые поморские мужики и успешно эксплуатировали её двести-триста лет.
Несмотря на некоторую архаичность судов, даже с началом строительства флота Петра I, в русских провинциях предпочитали использовать Коч, так как большие корабли для рек и исследований Сибири не подходили. Последние исследования выявили, что в XVII веке по рекам и Северному Ледовитому океану последовательно была поэтапно пройдена вся территория Арктики с выходом в Тихий океан!
Интересно, что многие суда получали новую жизнь уже в качестве строительного материала для домов. Во время раскопок, проводившихся в Мангазее (первый русский город Сибирского Заполярья, основанный в 1601 г. и ставший основным поставщиком пушнины в государеву казну) был обнаружен большой объем судовых деталей. В основании домов лежали распиленные кили судов, стены сделаны из бортов кочей, в дело шли и мачты и реи.
До сих пор уникальное судно коч — основной инструмент, благодаря которому русское государство приобрело Арктику, так и остается до конца не раскрытой загадкой. К сожалению, не сохранилось полного набора шитого коча, а восстановление его облика из остатков, обнаруженных на раскопках, пока напоминает складывание паззлов.
На сегодняшний день в распоряжении историков русского судостроения имеется всего лишь два хронологически аутентичных графических изображения коча.
И оба раза — на гравюрах в изданиях голландца Николаса Витсена (1641−1717). Так в изданной в Голландии в Амстердаме в 1690 году его книге «Старинное и современное судостроение и судовождение» на одной из гравюр на заднем плане изображен коч.
В другой книге 1692 года издании — «Северная и Восточная Тартария» (Noord en Oost Tartarye) на одной из гравюр изображена тройка русских сибирских судов: вместе с дощаником, каюком, на заднем плане.