Найти в Дзене

Загадочный корабль, прошедший Арктику. Что мы знаем про коч?

Так нейросеть Midjourney увидела судно типа коч.
Так нейросеть Midjourney увидела судно типа коч.

Странное, не слишком привычное для нашего слуха слово «коч». Однако именно так называлось легкое палубное судно на парусно-весельной тяге известное в России с XVI века. В допетровское время, особенно в XVII веке, оно стало самым популярным плавсредством, способным успешно ходить через Арктику, Сибирь, преодолевать льды и волоки. Именно на нём Семён Дежнев и Федот Алексеев отправились в свою далёкую северную экспедицию.

Длина Коча не превышала 20 метров, но в него вместиться до 40 человек вместе с провиантом. При попутном ветре коч мог проходить в сутки 130–150 км, а самые умелые мореплаватели преодолевали даже до 220 км. Конструкцию придумали смекалистые поморские мужики и успешно эксплуатировали её двести-триста лет.

Несмотря на некоторую архаичность судов, даже с началом строительства флота Петра I, в русских провинциях предпочитали использовать Коч, так как большие корабли для рек и исследований Сибири не подходили. Последние исследования выявили, что в XVII веке по рекам и Северному Ледовитому океану последовательно была поэтапно пройдена вся территория Арктики с выходом в Тихий океан!

Примерный вид коча. Современная реконструкция. Фото eadaily.com
Примерный вид коча. Современная реконструкция. Фото eadaily.com

Интересно, что многие суда получали новую жизнь уже в качестве строительного материала для домов. Во время раскопок, проводившихся в Мангазее (первый русский город Сибирского Заполярья, основанный в 1601 г. и ставший основным поставщиком пушнины в государеву казну) был обнаружен большой объем судовых деталей. В основании домов лежали распиленные кили судов, стены сделаны из бортов кочей, в дело шли и мачты и реи.

До сих пор уникальное судно коч — основной инструмент, благодаря которому русское государство приобрело Арктику, так и остается до конца не раскрытой загадкой. К сожалению, не сохранилось полного набора шитого коча, а восстановление его облика из остатков, обнаруженных на раскопках, пока напоминает складывание паззлов.

На сегодняшний день в распоряжении историков русского судостроения имеется всего лишь два хронологически аутентичных графических изображения коча.

Изображение коча среди сибирских судов из книги голландца Витсена, 1692. Источник: goarctic.ru
Изображение коча среди сибирских судов из книги голландца Витсена, 1692. Источник: goarctic.ru

И оба раза — на гравюрах в изданиях голландца Николаса Витсена (1641−1717). Так в изданной в Голландии в Амстердаме в 1690 году его книге «Старинное и современное судостроение и судовождение» на одной из гравюр на заднем плане изображен коч.

В другой книге 1692 года издании — «Северная и Восточная Тартария» (Noord en Oost Tartarye) на одной из гравюр изображена тройка русских сибирских судов: вместе с дощаником, каюком, на заднем плане.