В последние годы в СМИ все чаще стали обсуждать серьезную проблему, с которой столкнулось российское образование: обучение детей мигрантов. С каждым годом эта проблема становится все острее ─ количество мигрантов год от года растет. По статистике в России среднее образование получают около 100 тысяч маленьких выходцев из бывших союзных республик.
Главная проблема ─ незнание русского языка
Эта цифра не учитывает тех детей, которые совсем недавно получили российское гражданство. И если с детьми выходцев, например, из Украины, 300 тысяч которых только в прошлом году стали гражданами России, у учителей обычно не бывает проблем (дети знают русский язык, нет культурной и религиозной дистанции), то с учениками из Средней Азии не все так просто. Здесь языковая, культурная и религиозная дистанция огромна.
Понятно, что учителя сталкиваются с огромными проблемами при обучении детей, родившихся в странах Средней Азии, главная из которых ─ незнание русского языка. И если еще несколько лет назад в русских классах было по нескольку учеников-детей мигрантов, то сейчас нередка ситуация, когда класс полностью состоит из таких учеников. Особенно это касается крупных городов, где много гастарбайтеров.
Еще один вопрос: по статистике российские школы и детсады посещают около 140 детей мигрантов, а по данным МВД в 2020 году несовершеннолетних иностранцев в России было около 800 тысяч. Что делают остальные дети? Получается, что огромное количество детей мигрантов вообще не учатся. Что будет, когда они вырастут? Не ждет ли нас социальный взрыв, когда повзрослеют Джамшуты, не говорящие по-русски?
Но вернемся к главной проблеме, с которой сталкиваются российские учителя. Это слабое знание, а зачастую и полное незнание русского языка у учеников из среднеазиатских республик. Семьи мигрантов из Средней Азии живут как правило очень обособленно и общаются только с представителями своей диаспоры.
В семье обычно работает только отец. который еще хоть как-то говорит по-русски. Мать обычно занята домашним хозяйством и воспитанием детей. Дома они говорят на своем языке. То есть получается какой-то замкнутый круг: большинство детей мигрантов не получает образование, а те немногие, кто получает, слабо говорят по-русски. То есть они не могут интегрироваться в российское общество и я крайне сомневаюсь, что смогут.
Какой выход?
Количество учеников-мигрантов не должно быть более 20% от всех учеников в классе. С таким предложением выступило Министерство образования. Предложение хорошее, но, как говорилось выше, из-за огромного количества мигрантов уже сейчас есть классы полностью состоящие из детей, родившихся в странах Средней Азии. Интересно, что с ними делать русским учителям? Как учить? Может им стоит освоить таджикский или узбекский? На эти вопросы у Министерства образования ответов нет.
Еще одна проблема: в последнее время все чаще появляются сообщения о преступлениях, совершаемых в школах детьми-мигрантами. Например, в Москве и Подмосковье есть школы на 50% состоящие из выходцев детей, родившихся в странах Средней Азии. В таких школах нередко появляются этнические группировки. Отсюда появляется и торговля наркотиками, и вымогательство денег у русских одноклассников, и даже преступления на сексуальной почве.
Конечно, нельзя говорить о том, что все мигранты поголовно, как и их дети, склонны совершать преступления. Есть родители, которые задумываются о будущем своих детей в России, отправляют их на курсы русского языка, нанимают репетиторов, но это скорее исключение из правил.
Проблема с обучением детей мигрантов возникла не вчера и ее нужно срочно решать, чтобы не столкнуться с появлением огромного количества этнических банд, терроризирующих наше население. С чем, кстати, уже сталкиваются многие европейские страны.
И уж если наше правительство решило, что без привлечения гастарбайтеров нашей экономике не справиться, нужна продуманная миграционная политика. И лимитом в 20% детей-мигрантов от количества всех детей в классах здесь не обойтись. Требуются педагоги новой формации, которые смогли бы помочь детям-иностранцам интегрироваться в российское общество. Тем более опыт в Росси есть ─ можно вспомнить школы для народов Крайнего Севера, где многие дети-первоклассники тоже не знают русский язык.
А что вы думаете о проблеме обучения детей-мигрантов в российских школах? Какой выход из сложившейся ситуации видите? Может ли российская экономика совсем обойтись без мигрантов?
Автор: Андрей Гудов, независимый автор медиагруппы Хакнем.
Другие статьи автора в канале читайте в персональной рубрике