Потрясающая картина. С какой стороны не взгляните, с какой точки зрения не рассматривайте.
Для ценителей изобразительного искусства она является одной из тех поистине знаковых работ, что предвещали закат Венецианской школы живописи. Обозначили разрыв с традицией итальянского Ренессанса, выразившийся в чисто формальном следовании стилю (изобразительным формам, композиционному строю) старых мастеров. Нарочито эмоциональные жесты, разномасштабные фигуры, выраженная контрастность тонов, стремление насытить произведение малыми деталями — всё это уже никак не отвечало идеям создания гармоничной картины мира. Зато превосходно иллюстрирует современному ценителю союз эстетической рафинированности и морального надлома, царивший в душе Париса Бордоне и его единомышленников...
Причину душевного неспокойствия автора полотна следует искать в исторической плоскости. Напоминаем, уважаемый читатель: на дворе стояли суровые сороковые годы XVI века. По многострадальной итальянской земле, громыхая острой сталью и мечтая о лёгкой наживе, туда-сюда маршировали испанцы, германцы, французы... За двадцать лет до создания картины «Явление сивиллы императору Августу» силы императора Карла V разорили и сожгли Рим. Многие коллеги мастера Бордоне расстались с жизнью. Иные лишились денег и крова, но были благодарны судьбе, что отделались так легко. Это была лишь одна из многих глав в бесконечной саге о злоключениях средневековой Италии. Однако, для профессионалов в области исторического искусствоведения именно это событие служит ключом к расшифровке сюжета «Явления сивиллы императору Августу».
Пусть Вас, дорогой читатель, не вводит в заблуждение античный миф, вроде бы лежащий в основе композиции картины. Да, формально мы с Вами наблюдаем на полотне древний Рим, коленопреклонённого императора Августа, сивиллу-прорицательницу, обещающую «граду и миру» пришествие Спасителя. Видим Мадонну с младенцем Иисусом в небесах и бурно реагирующих на всё происходящее квиритов-горожан. На самом же деле перед нами ни что иное, как высокохудожественная PR- акция Карла V Габсбурга. Короля Испании, ставшего владыкой Священной Римской Империи, и примеривающего на себя роль последнего и, разумеется, величайшего императора в истории человечества. А что может быть выгоднее с политической точки зрения, чем представить собственную власть над крупнейшей державой Европы как богоданной и священной? Да ещё и в некоторой степени «отмыться» от ассоциаций с вандалами, которые поступили с Вечным городом точно так же, как бравые наёмники Карла? Отличный ход для того, кто желает объединить в рамках единого государства города и земли, прежде не имевшие ничего общего кроме религии!
К сожалению, реставрация «Явления сивиллы императору Августу» в своё время была проведена неудачно. И теперь ни о каком портретном сходстве мужчины в коричневом плаще с Его Величеством Карлом V речи не идёт. Да и образы прочих героев полотна сильно пострадали. А жаль! Ведь сильнейшей стороной творчества Париса Бордоне была именно портретная живопись.
Но с точки зрения знатока европейской средневековой архитектуры точного сходства и не требуется. Ведь стараниями мастера Бордоне римская улица обзавелась элементами триумфальных арок династии Габсбургов. Более прозрачным намёком на личность мужчины в коричневом плаще может служить разве что императорский жезл, который подаёт ему мальчик.
На этой картине всё не просто так и ничто не случайно. Число ступеней, цвета одеяний, эффекты центральной перспективы... Здесь есть над чем поразмыслить психологу. И это — очередная интересная сторона, с которой открывается «Явление сивиллы...». А уж эклектика античных и христианских символов и отсылок заслуживает отдельной статьи о специфике идеалистического мировоззрения средневековой Италии. Так что — не в этот раз. Приятного Вам созерцания, дорогой читатель! И помните: если кто-то пишет слово «сивилла» с заглавной («большой») буквы — он точно не искусствовед.
Автор: Лёля Городная