Найти тему
Берега Невы

Создание комфортных условий для бизнеса стало тенденцией в работе налоговой службы в последние годы

Оглавление

Об этом рассуждал руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров в рамках сессии «Налоговое законодательство: мифы и реальность» на ПМЭФ-2023. Рассказываем вкратце о чём шла речь.

Фото: сайт ФНС.

ЕНС

Этого, конечно, предприниматели ждут больше всего, и вот оно уже на пороге. Глава ФНС пообещал, что буквально в ближайшие дни откроют сальдо по ЕНС для юрлиц. Напомним, что для ИП оно уже было открыто.

Из проблем в личных кабинетах осталось только исправить визуализацию данных по начислениям.

«По ЕНС: на этой и следующей неделе мы открываем личные кабинеты юрлиц. Осталась визуализация данных. Потребуется время с точки зрения визуализации учётных данных по начислениям, чтобы налогоплательщикам было удобно наблюдать, что происходит в учёте», — добавил Даниил Егоров

По его словам, в связи с внедрение ЕНС количество ошибочных платежей снизилось в 11 раз. Значительно уменьшились суммы в невыясненных платежах — с примерно 1 трлн. до нескольких миллиардов рублей.

Кроме того, благодаря работе ЕНС возврат переплат и отмена блокировок счетов производится в течение суток. Однако, конечно, не обошлось без проблем.

«Я абсолютно уверен, что концепция ЕНС верная, неверное исполнение», — сказал Даниил Егоров.

Проверки

Исходя из названия сессии, глава ФНС решил разрушить несколько мифов, которые существуют в отношении налоговой службы. Например, что налоговая давит на бизнес.

По словам Даниила Егорова, сейчас под выездные налоговые проверки сейчас попадает всё меньше компаний малого бизнеса.

«Только 0,01% компаний в малом бизнесе попадают под налоговые проверки. Это статистика. Что произошло? Мы выбрали способ, когда мы перешли в аналитический контроль, то есть в предпроверочный анализ. По сути, он стал заместителем контрольного блока», — сказал Даниил Егоров.

Однако предпроверочный анализ тоже не всегда проходит гладко. Например, с точки зрения истребуемых документов — инспекторы на местах не всегда понимают, что значит действовать по принципу разумности и достаточности.

«Но вот с точки зрения наших косяков. Оказалось что чудо-чудное — там запрашивается все что можно и нельзя», — сказал Даниил Егоров.

Правда, оговорился он, в молодости он тоже это не очень хорошо понимал: на первых порах своей работы он запросил у Сбербанка всего одну строчку по выручке — и над ним тогда долго смеялись.

При этом предпроверочный совершенствуется благодаря обратной связи от бизнеса и пересмотру подходов в работе (внедрению ЭДО и налогового мониторинга). В итоге в 2022 году количество истребуемых документов уменьшилось на 50% по сравнению с 2021 годом.

«Мы никогда не уберём у себя функцию контроля. Ну пока я жив, это точно», — сказал Даниил Егоров.

ЭДО

Тут глава ФНС развеивает миф о том, что с налоговой можно общаться только на бумаге, т приводит следующие цифры:

  • 90% юрлиц и ИП взаимодействуют с ФНС в электронном режиме;
  • 45% счетов-фактур между предпринимателями проходят в электронном виде;
  • 445 компаний, которые обеспечивают 41% поступлений в бюджет, открыли отчётность и перешли на налоговый мониторинг.

В перспективе возможен переход на полный электронный документооборот между бизнесом и государством, и между предпринимателями.

По его мнению, ЭДО — это удобно и практично.

«Технологии при правильном направлении могут давать прозрачность. И эта прозрачность невероятно ценна, если мы правильно построим процессы. Мы изучали в своё время эту тему, мы смотрели на мир и знаете, что интересно? Практически все страны запускали электронный документооборот через налоговую как обмен счетами-фактурами. То, что мы у себя пытаемся реализовать, то, что отличается от парадигмы большинства стран, это то, что мы пытаемся представить полный комплекс электронного документооборота», — заявил Даниил Егоров.

АУСН

Всё, конечно, было «обкатано» на самозанятых – очень простом налоговом режиме, который многих «вытащил из тени». Как сказал глава ФНС, половина из работающих 7,6 млн. самозанятых раньше не имели официальных доходов.

«Теперь мы пытаемся перейти к следующей истории после самозанятых — АУСН. Мне очень нравится дискуссия о так называемых порогах. Вот давайте цифру: 97% у нас компаний в малом бизнесе с оборотом до 60 млн. рублей. Давайте подумаем: что это за заколдованный круг такой, из которого они дальше не растут?» — сказала Даниил Егоров.

Предполагалось, что проблема в нежелании бизнеса платить налоги и страховые взносы с фонда оплаты труда. Поэтому в АУСН был избран такой же подход как к самозанятым — никаких принудительных страховых взносов.

Страховые взносы снимаются и закладывается в налоги на финансовый результат. Когда нет страховых взносов — нет и смысла скрывать трудовые ресурсы.

«Этого не произошло и мы просчитались», — сказал Даниил Егоров.

По его словам, сейчас предсказать, насколько успешно пройдёт эксперимент, невозможно.

Однако режим уже готовы применять в других регионах, помимо пилотных. По оценкам ФНС, под критерии режима попадают около 1 млн. ИП.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.