Мы оказались в недружелюбном времени и в опасном месте
Человек - это в первую очередь сознание. В нашей черепной коробке находится белково-жировая субстанция и она является идеальной биологической средой для нейронной (электрической) активности. Там, в кромешной тьме всегда влажно и тихо, а если что и слышно, то только шум тока крови. И в этой среде взаимодействуют между собой нейроны, образуют новые связи, ведут свой нескончаемый разговор. Их быстро меняющийся рисунок активности и есть отпечаток нашей личности, которая тоже меняется каждую секунду. И главная эмоция, которая определяет тему этого разговора нейронов – страх. Это странное существо внутри черепной коробке стремится любой ценой выжить и размножиться.
ЭКЗАМЕН ДЛЯ ПОДВОДНИКА
Известно, что будущие моряки-подводники проходят жесткое испытание - на специальном тренажере отрабатывают аварийный выход из подводной лодки через торпедный отсек. Для этого их одевают в гидрокостюм и помещают на дно большой металлической конструкции, откуда есть выход через боковые ходы-ответвления. Металлическую ёмкость заливают водой и задача будущего подводника пройти-проплыть-проползти отрезок пути в несколько метров по тесной металлической трубе к другому выходу.
Во Владивостоке в центре подготовки младших специалистов для ВМФ я видел этот тренажер и, признаюсь, внутренне содрогнулся. Просто представил, как сам гребу в тесном пространстве под водой в неуклюжем гидрокостюме и мне в этот момент никто не может помочь. Никто, кроме меня самого. Не знаю статистику, но предполагаю, что не всем это испытание по плечу и это, безусловно, еще один повод уважать людей, которые служат подводниками.
ПОСВЯЩЕНИЕ В СПЕЛЕОЛОГИ Приступы клаустрофобии испытывают и люди, которые решили познакомится со спелеологией. В Приморском крае довольно много пещер и в некоторых из них есть свои «шкуродёры». Так называются подземные ходы, различной протяженности, которые невозможно иначе пройти как ползком, извиваясь как червяк, втискиваясь в узкие расщелины, напоминающие темные каменные ловушки. Мы снимали программу в пещерах «Белый дворец» и «Близнецы» и после прохождения одного такого сложного участка у моего видеооператора сдали нервы. Он сказал, что для него экстрима и этой "грёбанной романтики" вполне достаточно и повернул к выходу. И я его прекрасно понимал, поскольку мне самому приходилось преодолевать этот дикий иррациональный страх застрять навечно в каком-нибудь темном каменном колодце. Кстати, именно так посвящают в спелеологи – когда вы проходите сложный участок пещеры - чаще всего "шкуродёр".
Страх может нахлынуть неожиданно, а может нарастать постепенно, как волна и для многих сегодня вся Россия превратилась в огромный "шкуродёр", выхода из которого пока не просматривается.
МЫ СТАЛИ БОЛЬШЕ БОЯТЬСЯ
Об этом говорят многие опросы. У россиян заметно обострилось чувство опасности. Мы боимся остаться без денег, потерять работу, погибнуть в военном конфликте или заработать инвалидность. Многие испытывают страх перед коронавирусом, перспективой оказаться за решеткой за неосторожно сказанное или написанное слово, попасть "назад в будущее" и опять пережить "лихие девяностые"…
Этот страх усугубляют телевидение и кино, где главной темой надолго стали военные действия, а в последнее время и угроза ядерной войны. Давно замечено, что в таком измененном состоянии людьми легче управлять. Точнее ими можно манипулировать, перенаправляя энергию страха в другую разрушительную эмоцию – ненависть к «чужим», подозрительность и поиски врагов в своем близком окружении. Слабо утешает, что там наверху «манипуляторы» тоже много чего боятся. В России существует огромный разрыв в доходах населения, но страх – одно из немногих чувств, которое объединяет всех - тех, кто на вершине «пищевой пирамиды» и тех, кто находится в самом низу.
И, как представляется, многие действия власти (не только в России) сегодня продиктованы паническим страхом. В этом таится реальная опасность, потому что в измененном сознании существо в черепной коробке способно на самые жестокие поступки и плохо предсказуемые решения. Вплоть до нажатия той самой пресловутой красной кнопки. Когда страх доходит до верхнего порога, рисунок нейронов будет отражать вполне понятную мысль: «Умри ты сегодня, а я завтра, а если я умру сегодня, то зачем остальному миру существовать дальше?". И это пугает больше всего. Роман Николаев