На Кинопоиске выходит шизопсихическая одиссея «Все страхи Бо», снятая инди-студией A24, которая в этом году забрала семь «Оскаров» за «Всё везде и сразу». Режиссер «Бо» — Ари Астер («Солнцестояние», «Реинкарнация»), которого называют новым королем хорроров в Голливуде. «Все страхи Бо» — это и комедия, и ужасы, и психиатрический сеанс, и очередной бенефис Хоакина Феникса. В этом материале — инструкция к тому, как подготовиться к просмотру трехчасового опуса и понять фильм, который отказывается объяснять даже режиссер.
Запаситесь терпением! И удобной пижамкой
49-летний невротик Бо Айзек Вассерман (Хоакин Феникс) собирается поехать к маме (Пэтти ЛюПон). Накануне рейса у него крадут ключи от квартиры и чемодан, а выйти на улицу он боится: Бо живет в таком квартале, что стоит выйти за порог — тебя зарежут, задушат, изнасилуют, вот это всё. Отчаявшись, Бо сообщает матери, что не приедет. Мона Вассерман — миллионерша и владелица успешной рекламной компании — во время разговора вызывает у Бо такое чувство вины, что он все же решается выйти. И сразу попадает в передрягу: его сбивает фургон странноватой парочки (Эми Райан и Нэйтан Лейн). Супруги Грейс и Роджер забирают Вассермана к себе домой и селят в комнате дочери.
Чтобы у вас не сработали те же триггеры, что и у Бо, перед тем как включить фильм Астера, выключите все уведомления на телефоне! Проверьте, закрыта ли входная дверь, и оденьтесь поудобнее (кстати, A24 в качестве мерча выпустила такую же пижаму, что носит герой Хоакина Феникса). NME называет вступительную сцену «Бо» «кинематографическим эквивалентом мигрени» — с пульсирующими басами и искаженными визуальными эффектами, так что заранее настройтесь на непростой опыт. Будто в попытке сбалансировать террор Астер в самого начала добавляет в свой фильм множество гэгов — например, Бо постоянно проходит мимо голого мужика, танцующего на улице.
Приготовьтесь к «полному эксцессов мультику»
Перед просмотром стоит бегло ознакомиться с высказываниями режиссера. Начнем с интервью Кинопоиску, на которое Астер пришел с похмелья. «Мультиком, полным эксцессов» он назвал «Бо» не просто так: ближе к середине действие действительно проваливается в психоделическую анимацию странной театральной труппы, на представление которой занесло Бо. «Это фильм о непрожитой жизни. Действие происходит в мультяшном мире, который функционирует как зеркало реального», — рассказывает режиссер. К слову, над анимационной частью «Всех страхов Бо» работали Кристобаль Леон и Хоакин Косинья — авторы работы «Кости» (те самые Los Huesos), получившие в Венеции приз за лучший короткометражный фильм.
Посмотрите короткометражки Ари Астера
Он задумал «Бо» еще до «Реинкарнации» (самого кассового фильма A24 до «Всё везде и сразу») и «Солнцестояния» (самого знаменитого фильма режиссера). Астер выпустил одноименную короткометражку в 2011 году; сейчас она недоступна, ее удалили, чтобы не спойлерить сюжет. С тех пор Астер развивал эту историю для полнометражного фильма. «Я каждое свое кино снимаю как последнее», — рассказал он, и в 35-миллионном «Бо» это особенно заметно.
Но даже без «Бо» у Астера хватает коротких метров, где отлично считывается художественная методика режиссера. Например, «Что-то странное с Джонсонами» — его получасовой дебют о домашнем насилии, открывающийся сценой мастурбации подростка, которого застукал отец. Уже на «Джонсонах» Астер начал сотрудничать со своим постоянным оператором Павлом Погожельским.
YouTube запрещает встраивать это видео. Оно доступно по ссылке
«Мюнхгаузен» 2013 года посвящен извращенной форме любви матери к сыну, а название намекает зрителю на делегированный синдром Мюнхгаузена — психическое состояние, в котором люди надумывают или вызывают болезни у своих близких, чтобы оказывать им заботу.
Через год он снял пятнадцатиминутный «Типа» с Рэйчел Броснахэн, которая играет начинающую актрису, ведущую монолог о проблемах в жизни и карьере. И она, как и Бо, жутко боится матери!
В том же 2014 году у него вышла «Голова черепахи» — абсурдистский детектив о следователе, у которого начинает уменьшаться член.
Ставьте «Бо» на паузу, чтобы рассмотреть задние планы
Некоторые стоп-кадры «Всех страхов Бо» можно разглядывать, как картины Босха. Астер фиксирует на вторых и третьих планах массу интересных и смешных деталей. Еще до схемок он составил целый каталог приколов для художницы-постановщицы Фиона Кромби («Фаворитка», «Круэлла»).
Изучайте уличные вывески, граффити, плакаты в комнатах в доме Грейс и Роджера, рекламные постеры в особняке Моны Вассерман. В доме самого Бо на всех дверях висит объявление о том, что в здании завелся опасный паук. Ниже — цитата Уинстона Черчилля: «Цена величия — ответственность». «Эта фраза заставляет меня смеяться, она там очень глупо смотрится, — объясняет Астер. — Я хотел, чтобы каждый рекламный щит, плакат, газета были сделаны в духе показанного мира — злой комедии. Я потратил кучу времени на составление списка глупых имен, которые меня смешили».
Город, где живет Бо, называют Корриной — это отсылка к мелодраме «Коррина, Коррина» с Вупи Голдберг и Рэем Лиоттой. А надписи, которые Бо видит в лесу, взяты из бродвейских мюзиклов и пьес. «Первая надпись — „Know Thyself“ из античности. А дальше каждая надпись становится все тупее и банальнее. Мне показалось это забавным», — добавляет Астер.
Но будем честны: фильм хочется поставить на паузу не только из-за деталей, но и чтобы переварить происходящее. Сейчас будет мощный спойлер, который мы убрали во всплывающее окно — если не хотите, то не наводите курсор вот сюда.
Не переживайте, если вы ничего не поняли
Режиссер, которого прозвали «Линчем для зумеров», настаивает, что «Все страхи Бо» не головоломка, их не нужно разгадывать. «Фильм просто такой, какой он есть. Да, я многое в нем спрятал, что может быть заметно только при повторном просмотре», — рассказывает Астер, но давать ключи к пониманию он отказывается.
Все увиденное на экране вам точно захочется обсудить — приглашаем делиться впечатлениями и рассказывать о находках в комментариях к этому материалу. Здесь гипнотизирующее высказывание Астера разъяснил наш кинокритик Станислав Зельвенский, разобрав его на части до бородатого анекдота. А еще можно послушать наш подкаст «Крупным планом», где ведущие Даулет Жанайдаров и Всеволод Коршунов рассказывают, что «Все страхи Бо» — одновременно переживание травмы сепарации и самая дикая фантазия, которую вы увидите в этом году на экране.
«Все страхи Бо» доступны на Кинопоиске в Плюсе
Автор: Кира Голубева, Лиза Кузнецова
Во «Всех страхах Бо» есть сцена с огромным анимированным монстром-пенисом. Он страшно смешной и по-смешному страшный!