Обожаю разрушать всякие мифы и штампы, поэтому поговорим о культовой песне "Моя Лилипуточка, знакомой любому советскому ребенку.
В 1935 году на экраны вышел фильм молодого режиссера Александра Птушко "Новый Гулливер", который стал событием не только советского, но и мирового кинематографа. Остроумное и масштабное комбинирование в кадре живых актеров и анимированных кукол вызвало восхищение как у зрителей, так и профессионалов киноиндустрии. Известно, что данный фильм, в частности, получил респект даже от самого Чарли Чаплина.
Отдельной проблемой для Александра Птушко стали голоса лилипутов - к фактически использованной технике повышения тональной частоты записи с изменением тембров, он пришел методом проб и ошибок.
Сначала он пытался идти путем наименьшего сопротивления, пробуя на озвучании актеров кукольных театров, детей и даже настоящих лилипутов.
Не удовлетворившись простыми путями, Птушко решил прибегнуть к техническим ухищрением, чем задал работы композитору фильма Льву Шварцу, которому пришлось переписывать оркестровые партитуры с учетом искажений. Звуковой сценарий Птушко и Шварц в итоге разрабатывали десять месяцев, а при записи использовались разные технические новинки, позволяющие совместить на одной дорожке нормальные и искажённые голоса и звуки - ведь многоканальной студийной звукозаписи в ту пору еще не существовало.
По сюжету, правящая верхушка лилипутов развлекает Гулливера всякими бездуховными буржуазными штуками - кордебалетом и пошлыми эстрадными песенками. Специально для этого сюжетного хода сценаристом Самуилом Болотиным и Львом Шварцем и была написана легкомысленная "Моя Лилипуточка"
Она была исполнена в фильме неподражаемым вибрирующим козлетоном, который потом с большим или меньшим успехом пытались имитировать советские дети, посмотревшие фильм. В оригинальной версии ее спел артист Московского Камерного театра Юлий Хмельницкий(который через двадцать лет поставил популярный фильм "Мистер Икс" с Георгом Отсом):
При реставрации фильма и звуковой дорожки к нему в 1960-м году, ее повторно записал Олег Анофриев, и с большой долей вероятности, большинство из нас слышало именно его вариант:
Надо сказать, что несмотря на то, что песенка должна была пародировать и обличать, получилась она такой яркой и запоминающейся, что зажила своей собственной жизнью, став настоящим шлягером. Ее даже выпустили в виде нотного сборника с текстом - так что со своей педагогической ролью она, очевидно, не справилась.
Не очень понятно, с какого момента "Лилипуточку" начали связывать с Александром Вертинским, но будучи повторенным несколько раз, мнение о том, что песня пародирует его творчество стало настолько устоявшимся, что большинством искусствоведов воспринимается как само-собой разумеющееся, и даже попало в Википедию во все материалы, относящиеся к фильму "Новый Гулливер и самой песне.
Хотя, если немного внимательнее познакомиться с творчеством Александра Николаевича и вообще с эстрадой 20-30-х годов, то становится ясным, что Вертинский как объект для пародии здесь должен рассматриваться в последнюю очередь. И вот почему:
- Кукла, исполняющая в кадре песню, абсолютно не имеет портретного сходства с Вертинским, хотя его внешность и сценический образ были достаточно хорошо известны.. Если бы режиссер ставил задачу пародировать именно Александра Николаевича, то в первую очередь сделал бы акцент на внешность.
- Содержание песни совсем не вяжется с репертуаром Вертинского. Недаром певец начал свою карьеру в образе Пьеро - у него практически нет весёлых или беззаботных песен. Даже относительно легкая "Минуточка" - она конечно о любви, но неудавшейся..
Ясное дело, что драматизм Вертинского в то время клеймился как пошлый, мелкобуржуазный, но легкомысленным его не считали даже тогда..
- В музыкальном плане песня также не попадает в стиль Александра Николаевича. Это довольно характерный для того времени джазовый фокстрот, под который можно и нужно танцевать(что собственно лилипуты и делают). Вертинский же работал в совершенно другом жанре, называл себя шансонье, что подразумевало исполнение для публики смотрящей и слушающей, но не танцующей. Большая часть выступлений Вертинского были камерными и сопровождались только аккомпанементом рояля.. Также и в записях его преобладает именно этот инструментальный минимализм.
- Когда говорят, что в "Лилипуточке" пародируется манера пения Вертинского, это вызывает некоторое недоумение, потому что ровный, высокий напевный вокал с аккуратным вытягиванием нот - это популярный эстрадный стандарт того времени, не присущий Александру Николаевичу. Зато в такой манере пели многие популярные исполнители того времени: Руди Валли, Эл Боули, Эд Киркби.
На советской эстраде такой стиль исполнения был характерен в первую очередь для одного из пионеров советского джаза - Александра Варламова, и послушав его записи, вполне можно было бы предположить, что в фильме пародировался именно он..
Вертинский, исполняя свои песни, подчеркнуто интонировал текст, иногда на грани декламации, использовал паузы, смену темпа, ритма и громкости при исполнении своих композиций. Как я уже говорил - это совершенно другой жанр, причем все эти особенности очень легко можно шаржировать и утрировать, так что если бы авторы "Лилипуточки" действительно захотели сделать номер "под Вертинского", то обеспечить его узнаваемость не составило бы труда. Хотя бы просто добавив грассирование.
(Кстати, а вот как могли звучать песни Вертинского в эстрадной манере, но не в его исполнении. Запись сделана в 1936-м году в Риге певцом Константином Сокольским с джаз-оркестром студии Беллакорд )
Итак, я думаю что привёл достаточно аргументов, чтобы отвязать "Мою Лилипуточку" от ассоциаций с Вертинским, которые, по большому счету, не нужны ни самой песне, ни Александру Николаевичу.
Также, чтобы не вставать дважды, упомяну о часто высказываемом предположении, что "Моя Лилипуточка" также пародируют другую популярную песню того времени - "Моя Марусечка" в исполнении Петра Лещенко (честно говоря мало понятно как в голове у культурологов одновременно уживаются Лещенко и Вертинский).
Надо сказать, что Лещенко гораздо больше Вертинского похож на сабж, однако, как обычно, редко кто проверяет даты, а первая пластинка с "Моей Марусечкой" вышла только в 1937 году, так что быть источником вдохновения для Льва Шварца и Самуила Болотина она также никак не могла.