Автор: Зоя ЮРЬЕВА
Обнинские ветеринары-онкологи помогли лабрадору сохранить важнейший для собаки орган — нос. В ветеринарной клинике МРНЦ, которая находится на базе экспериментального сектора, заболевших раком животных лечат, как людей. И при этом домашние любимцы служат науке.
«Маленькое солнце»
В ветеринарной клинике МРНЦ используют все виды лучевой терапии — с источниками электронов и фотонов и адронную, с применением протонов и нейтронов. Аппаратура установлена в так называемых каньонах. От названия так и веет духом приключений, но это не про прерии и индейцев. Каньоны — специальные помещения с радиационной защитой. Впрочем, серьезные меры предосторожности нужны только там, где работает нейтронная установка. Ее не включали сутки до того, как мы там побывали, иначе рядом было бы нельзя находиться без специальных средств защиты.
«Это маленькое солнце», — так образно охарактеризовал установку и.о.завлабораторией разработки и эксплуатации облучающей техники Вячеслав Сабуров. Используют «солнце» для облучения достаточно больших поверхностей, направить его в какую-то конкретную точку не удастся.
Следующий каньон — аппарат Novac 11, источник электронов. Аппарат изначально использовали для «человеческой» онкопомощи. После удаления опухоли облучали место, где она располагалась — дополнительная гарантия для пациента. Электроны воздействуют достаточно мягко, не проникая вглубь, а значит, меньше риск лучевых повреждений. На столе лежат тоненькие металлические пластинки, так называемые блоки. С их помощью формируют зону, на которую идет воздействие. Блоки можно подогнать прямо на месте, загибая по нужной конфигурации прямо руками.
Теперь же на этой аппаратуре лечат животных. Причем не только собак и кошек — недавно, например, курс лучевой терапии проходил декоративный кролик. В помещении оживленно. Только что закончилась процедура у рыжего шпица, а в комнате подготовки ждет своей очереди другой пациент — милейший позитивно настроенный лабрадор.
Он заболел плоскоклеточным раком, причем опухоль возникла в носу. В обычной ветклинике псу удалили бы этот важнейший для собаки орган. Здесь же нос удалось сохранить — лабрадор пока прошел только половину курса лечения, но опухоль уже значительно уменьшилась. Сеанс лучевой терапии длится всего около 15 секунд. Правда, собаке все равно каждый раз дают общий наркоз — даже самому умному псу не объяснить, что двигаться в эти секунды нельзя.
▼ Подготовка к сеансу лучевой терапии
Котики и песики
А вот совсем свежее приобретение экспериментального сектора — аппарат гамма-терапии РОКУС-АМ. Перед тем, как войти в каньон, Вячеслав Сабуров произносит интригующее — «уверяю, аппарат вас удивит». Во-первых, каждая такая установка по-своему уникальна, и прежде чем приступая к лечению, с ней нужно «познакомиться» — у аппарата имеются свои особенности и допуски. А еще он покрыт милейшими изображениями котиков и песиков.
«Основная сложность лучевой терапии — вовсе не доставка определенной дозы излучения к опухоли, — говорит Вячеслав Сабуров. — Это как раз сделать очень легко. А вот рассчитать мощность и длительность воздействия и направить его ровно туда, куда требуется, — задача намного сложнее».
РОКУС-АМ может вращаться на 360 градусов вокруг одной точки, а значит, опухоль можно облучить со всех сторон и бить при этом точно в цель, что уменьшает воздействие на здоровые ткани. Конечно, какая-то их часть все равно пострадает — пока о полном отсутствии лучевых повреждений ученые и врачи могут только мечтать.
«Иногда нам приходится делать сложный выбор — в буквальном смысле решать, важнее, допустим, оставить в целости и сохранности левый глаз или правый? Но все-таки это негативное воздействие мы уже научились прогнозировать, а значит, можно заранее принять профилактические меры», — говорит Вячеслав Сабуров.
... Еще буквально несколько лет назад ветеринарная онкология была чем-то экзотическим, этаким занятием для типажа «сумасшедшего ученого». Сейчас в экспериментальном секторе МРНЦ собираются ветеринары, для которых лечение животных методами лучевой терапии становится повседневной практикой. Больше того, иногда даже владельцев животных приглашают на экскурсии. Некоторые собаки и кошки после курса лучевой терапии живут уже больше десяти лет. То есть, по сути, им подарили долгую полноценную жизнь на радость им самим и хозяевам.