«От первого лица» - драматургическая лаборатория под руководством драматурга, режиссера и актера Рината Ташимова. С 10 по 15 мая она проходила в Калининградском драматическом театре и собрала шестерых участниц. Среди них оказалась и корреспондент «Гуранки» Ксения Раздобреева – поэтому она делится впечатлениями от первого лица.
Для каждой из нас текст, созданный за пять дней, стал первым драматургическим опытом. «Я написала пьесу» - так могли сказать участницы. По факту, конечно, мини-пьесу, набросок – мой «Горизонт событий», например, получился на неполных 6 страниц. Но эти страницы – результат очень интересной работы нескольких дней.
Чтобы стать участником лаборатории, нужно было отправить в заявке текст-предчувствие на тему «Пересечение границ». Куратор проводил отбор исключительно по текстам, после того, как определился – узнал имена авторов. Из более чем 25 заявок отобрал 6: Диану Беляеву, Ангелу-Христину Левченко, Марусю Ерхо, Анжелику Кубряк, Дарью Ганину и меня, Ксению Раздобрееву.
В первый день куратор лаборатории Ринат Ташимов знакомил с теорией – вместе разбирались в структуре пьес, на примерах известных произведений искали исходные события, определяли кульминации и распределяли конфликты по уровням. Для тренировки фантазии писали на листочках рандомные места действий, героев и их действия, а потом соединяли вместе «Кто? Где? и Что делает?», чтобы придумать интересную историю. Известное упражнение, но мозги заставляет работать очень активно. И здесь же сразу видна разница между мышлением драматурга и «обычного человека». Мастер-класс по расстановке акцентов от Рината Ташимова прошел на «ура»: казалось бы, пара штрихов, несколько ярких красок к образу, уточнение детали – и банальная история превращается в любопытную острую зарисовку с потенциальным развитием события.
В конце первого дня лаборатории мы все получили первое домашнее задание: к заданному отрывку придумать остальные части истории таким образом, чтобы он стал поочередно исходным событием, кульминацией или концовкой гипотетической пьесы. За придумыванием этой истории мы провели ночь и половину следующего дня. Вторая часть задания на дом – подумать о «своей боли», то есть почувствовать, какая тема больше всего отзывается в каждой из нас. Практика показала еще раз – качественно написать совершенно отстраненный текст на чужую для автора тему невозможно. Поэтому сутки прислушивались к своим ощущениям – выбирали значимую лично для каждого тему, пытались нащупать будущий сюжет.
Третий день стал самым продуктивным. Здесь мы определились с героями своих будущих текстов, продумали образы, ключевые поворотные моменты и, самое главное, включили ноутбуки и начали писать! Главная задача на этом этапе – отстраниться от героев и ситуации, чтобы спокойно рассмотреть их со стороны.При этом необходимо следовать структуре пьесы. Если предыдущие занятия длились по три часа, то здесь мы полдня писали, искали вдохновение и снова писали. Куратор контролировал процесс – не вмешивался в творчество, но помогал найти опорные точки.
Утром вносили правки и спустя день слушали – впервые в жизни! – слушали, как собственный написанный текст меняется, когда его читают артисты вслух. Возможность вот так проверить, что работает, а что нет – роскошь. Восемь профессиональных актёров калининградского драматического театра оживили наших героев не только для зрителей, но и для нас самих. Я даже успела добавить в окончательный вариант своего текста слово, которое во время читки актер произнес «от себя» - настолько гармонично оно туда вписалось.
И отдельное удовольствие – читка для зрителей – финал лаборатории! Когда слушала, какие смыслы видят и считывают люди в моем тексте, удивлялась и радовалась. Сперва тому, что они вообще что-то в нем считывают. Потом тому, что именно. Любопытно, что многое из прописанного ненамеренно, а интуитивно, для слушателей оказалось наполненным глубоким смыслом. Я же взглянула на свое произведение с разных сторон и мне это понравилось.
Благодарна всем участникам этого проекта – куратору Ринату Ташимову и организатору Катерине Лучниковой за возможность попробовать давно желанное дело, коллегам по лаборатории за отличную компанию, артистам за прекрасное чтение и отзывчивость, зрителям за то, что послушали и поделились своими впечатлениями, театру за возможность и мерч, который стал нам подарком по итогам проекта.
Это была насыщенная неделя: не только впервые написала драматургический текст, но и впервые слушала его в формате читки в исполнении профессиональных артистов. А потом еще и услышала впечатления зрителей – обсуждение после читки заняло почти час. Отличный опыт. Мне всегда казалось, что писать пьесы – это очень сложно. Убедилась, что это так и есть. Но при этом, как оказалось, очень интересно. Оптика драматурга – вовсе отдельная тема. Возможность попробовать взглянуть на мир через эту оптику полезна во многих сферах – от просмотра спектаклей или фильмов до создания собственных текстов, кстати, не обязательно художественных. Драматургом за 5 дней не стать, и полноценную пьесу за это время вряд ли удастся написать, если она первая в жизни, но прокачать необходимые навыки и понять, как и над чем стоит работать дальше – вполне реально. А кроме того – получить невероятное удовольствие от процесса.