Найти тему
Взрослые и дети

Окружение вашего ребёнка

Сегодня мы поговорим о том окружении, в котором воспитывается ваш ребенок помимо семьи. Это – те люди (дети и взрослые), которые окружают его в детском саду, школе, секциях и развивающих центрах, на улице, в путешествиях. И здесь важно определить права и ответственность ребенка в этом социальном окружении.

Кто выбирает социальное окружение вашего ребенка? Конечно в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте – это родители. Они выбирают для него детский сад, школу, развивающий центр, а вот устанавливает отношения внутри этого социума - сам ребенок. Ребенок, попадая в новое социальное окружение, начинает воспроизводить модели поведения, которые он усвоил в семье. И, приобретает в социуме определенные этим поведением роли – лидера, друга, отверженного, «козла отпущения» и др. Родители не всегда понимают, почему, их такого отличного, послушного ребенка «игнорят» или «тролят» в группе, классе, секциях и кружках. Почему у него нет друзей, почему к нему всегда придираются учителя? Ответ на этот вопрос, конечно, лежит на поверхности, но заметить его родителям не всегда хочется. Почему?

Давайте разбираться.

Насколько важно для Вас и Ваших детей социальное окружение? Современные реалии таковы, что с одной стороны – идет  удаленная работа, школы – он- лайн, дети уже не гуляют во дворах, как это было в нашем детстве, т.е. сокращается количество личных контактов детей между собой и учителями, и в этом случае ребенку не нужно устанавливать коммуникативные связи с другими людьми, с другой стороны – жить в обществе, без общения невозможно. Взрослому человеку приходится контактировать с другими людьми, пусть даже и удаленно, на работе, в магазине, в школе, детском саду, банке,  во время путешествий, отдыха. Поэтому научить ребенка выстраивать коммуникации – задача и социума, и родителей.

А что социум по большому счету дает?

Я не беру пограничные случаи - плохое и хорошее, а так, скажем, есть у вашей семьи возможность расширить внешнее пространство ребенка (кроме обязательных детского сада или школы) - водить ребенка в кружки, секции, различные городские мероприятия, гулять на детских площадках, в этом случае – будете ли вы ориентироваться на те взаимоотношения, которые будут складываться у вашего ребенка со сверстниками и учителями, педагогами, просто взрослыми? Конечно. Или вы будете ориентироваться на престиж и внешний имидж, отдавая ребенка в элитную школы или частный детский сад, образовательный центр, и вам будет все равно, какие взаимоотношения складываются у вашего ребенка? Нет. И в этом случае взаимоотношения ребенка в социуме играют главную роль.

Разберемся с тем, что  мешает ребёнку общаться со сверстниками.

Например, бывает такое, когда у малыша в глазах загорается искорка и видно, что он хочет подойти к сверстникам, присоединится к игре или разговору, но будто вспоминает что-то и угасает. Именно в этом моменте нужно искать причину и понять, что помешало ребёнку начать общение:

1. Комплексы. Иногда ребёнок не общается со сверстниками, потому что ему кажется, что он им неинтересен. Такое бывает, если родители много работают, и  они общаются со своим ребенком максимум полчаса в день вечером, после работы усталые. Ребенок много времени проводит за самостоятельными играми, ему становится достаточно самого себя, а новое знакомство является стрессом: он боится, что его не примут или неправильно поймут.

2. Неуверенность. Неуверенность в себе бывает природной стеснительностью, требующей преодоления, а может быть следствием неприятного инцидента. Дети быстро забывают плохое, но отдельные обидные слова способны поселиться глубоко в подсознании и не позволять доверять людям. Поэтому они трудно идут на сближение с другими детьми и взрослыми. И еще такие чувства как стыд и вина.

3. Темперамент. Я рассказывала о них в открытом уроке «О воспитании мальчиков». Некоторые дети предпочитают играть шумно, а другие вдумчиво и тихо, создавая собственный мир. Первым детям проще найти друзей, но сохранить их труднее, не все готовы выдержать вихрь эмоций, а вторым необходимы «единомышленники», с которыми можно часами лепить «куличики» или строить из веток домик, рисовать. Они устают от шума и крика, и стараются найти себе друзей сходного темперамента.

4. Условия для длительного общения. Частые переезды, мало или постоянно разные дети во дворе, частая смена секций, занятий, постоянная занятость. Чтобы научиться общаться, нужно постоянство и комфортная обстановка вокруг.

5. Жизненная позиция родителей, бабушек, дедушек. Когда мама негативно отзывается о соседях или их детях, а бабушка внушает, что верить никому нельзя, потому что вокруг плохие люди, то ребёнок начинает бояться. Дети доверяют родителям, поэтому постараются держаться на расстоянии от новых знакомых.

Это то, что идет от семьи. Теперь о социуме.

Какие бывают методы неприятия ребенка?

- Игнорирование - это одно из самых глубоко ранящих действий для ребенка, которое наносит глубочайшую травму его психике. Когда вы игнорируете своего ребенка - он чувствует себя жертвой. Когда это повторяется в среде сверстников - это двойная жертва. Его как будто НЕТ для друзей и семьи, а значит, и для всего окружающего мира впоследствии. Сначала ребенок начинает бороться, показывать свои лучшие стороны, потом сдается, и потом уже сам начинает тиранить других криками, истериками, тем же игнором.

- Обесценивание – ребенку несправедливо поставили оценку, наказали, не пригласили, отказали. Самооценка его падает, пропадают желания что- либо делать. Ребенок может войти в состояние уныния.

-Угрозы и манипуляции.

- Путаница ролей. Когда ребенка заставляют  брать на себя заведомо негативную роль. Лгунишки, ябеды, зачинщика всех плохих поступков в группе, классе. И ребенок в этом случае действует из ситуции- я хочу чтобы меня приняли в групп и готов для этого на многое, чтобы мной интересовались, чтобы заметили.

Чем больше ваш ребенок чувствует себя одиноко, чем меньше вы уделяете внимания его чувствам, потребностям и интересам, чем меньше вы его слушаете и слышите и воспринимаете всерьез - тем вероятнее, что он будет привлекать в свою жизнь людей, которые будут нарушать его границы морально, физически и эмоционально.

7 советов, которые помогут социализации

Малыш не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.

1. Обеспечиваем стабильность

Ребёнку нужен социум, который будет постоянным несколько месяцев или даже год: зависит от конкретной личности. Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как здорово дружить. Некоторым нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.

Другая схожая ситуация, когда ребёнок слишком занят и его приоритеты – художественная гимнастика, хоккей или идеальный английский и школа с золотой медалью. Нужно обязательно делать «паузы» или оставлять личное время не только для ума, но и для души.

2.  Личный пример

«А у тебя есть друзья?», «А друзья хорошие – это те, кто помогают и с кем весело?» – дети любят задавать вопросы в раннем возрасте. Если они видят, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу. Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.

3. Повышение самооценки

Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Выражать мнение малыш тренируется на родителях. Важно, чтобы мама и папа умели слушать ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.

Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряжённой обстановке в семье, школе, детском лагере, чтобы ребёнок разочаровался и замкнулся.

4. Разговоры по душам. Правило 15 минут.

С детьми лучше всего говорить перед сном, лёжа в кровати: они максимально открыты и не будут избегать диалога. Важно понять причину того, почему ребёнок не хочет общаться с другими.  Частая формулировка «Она ко мне не подошла и не стала играть» или «Я подошёл, спросил про машинку, но он не ответил». Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.

5. Чужой среди своих

Дети любят разные игры, поэтому не нужно заставлять играть с компанией активистов в догонялки, если малыш хочет вместе с тихим мальчиком наблюдать, как в коробке ползает червяк или муравей. Нужно принимать его интересы и характер, не навязывая игру «вон с тем хорошим мальчиком из соседской семьи», вместо «странной девочки».

6. Помогаем непризнанному лидеру

Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Ребенок привык, что взрослые с ним соглашаются, или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.

Проблему «лидера» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.

Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду малыша, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.

Если вы думаете, что ваши дети ничего не понимают и что проявление их чувств и переживаний - это детские капризы, то вы глубоко ошибаетесь. Конечно, у всех детей разная нервная система, и поэтому важно учиться понимать своего ребенка, узнавать его, выдерживать его чувства и эмоции (и еще важнее выдерживать свои собственные чувства по отношению к ребенку в такие моменты), правильно называть их и объяснять простыми словами, что происходит с ним и вокруг него.

Все действия, которые нарушают границы другого человека, личные и психологические, унижение и принуждение - являются насилием.

Психически здоровые дети усваивают нормы поведения в социуме абсолютно нормально, без принуждений. Помните, что ваши дети только учатся жить, и они не знают правил взрослой жизни. Они смотрят на вас и повторяют за вами, своими сверстниками, учителями. Так они учатся тому, как "надо" жить. И если с вами все в порядке -то и с вашими детьми будет все в порядке. Помните об этом.

Подписывайтесь на наш канал.

Мы в ТГ- https://t.me/evrika_sormovo

Мы ВК -https://vk.com/evrikann

Продолжение следует.....