VI. Китай: управление городской инфраструктурой на основе пространственной оценки спроса и предложения
Равномерное распределение и доступ к городским общественным службам имеет важное значение для повседневной жизни жителей. Часто строительство общественной инфраструктуры в новых районах отстает от роста населения и жители перемещаются для получения услуг в районы с более высокой концентрацией данных объектов. Это приводит к тому, что давление спроса передается на окружающие территории обслуживания, что приводит к еще большему расширению зоны несоответствия спроса и предложения.
Пространственная количественная оценка спроса (нагрузка со стороны населения) и предложения (доступность) объектов общественного обслуживания может обеспечить основу для планирования городских объектов.
Исследователи из Уханьского университета в 2022 году провели пространственный кластерный анализ баланса спроса и предложения объектов социальной инфраструктуры в 19 крупных городах, расположенных в шести географических регионах Китая.
Предложенная оценочная система опирается на три элемента:
- (а) многомасштабная пространственная количественная оценка соответствия спроса и предложения,
- (б) пространственное соответствие спроса и предложения,
- (в) анализ пространственной кластеризации баланса спроса и предложения.
Количество государственных/муниципальных сервисов на душу населения было сопоставлено с величиной нагрузки со стороны жителей. В анализе были использованы базы данных POI (точек интереса); тепловые карты пространственного распределения населения в реальном времени и данные по границам городских округов (платформа Baidu); данные по дорожной сети (платформа данных Open Street map).
Для оценки были выбраны шесть типов социальной инфраструктуры:
- начальные школы;
- детские сады;
- медицинские учреждения;
- библиотеки;
- учреждения по уходу за пожилыми;
- инфраструктура для людей с ОВЗ.
Cообщества были классифицированы по шести уровням баланса спроса и предложения: с высокой и низкой доступностью сервисов, а также с высоким, средним и низким спросом среди населения.
Важно отметить, что данное исследование имело ряд ограничений. Оценка доступности на основе дорожной сети была ограничена плотностью дорожной сети без учета медленного режима движения в пешеходных зонах. На уровне спроса в основном учитывались усредненные потребности людей исходя из численности населения. Таким образом, этот подход не полностью учитывает особенности индивидуального поведения людей и подходит только для оценки объектов на макроуровне.
Будущие исследования должны дополнить показатели, отражающие предложение для населения, и повысить точность оценок доступности. Кроме того, должны быть включены субъективные оценки, учитывающие индивидуальные потребности жителей.
После проведения ряда расчетов и применения алгоритмов кластеризации были получены данные по 19 городам. На рисунке ниже представлена выборка по 5 городам в разбивке по нескольким типам инфраструктуры.
- (a) Инфраструктура для людей с ОВЗ в Циндао: наблюдается сбалансированный уровень спроса и предложения.
- (b) Детские сады в Пекине: наблюдается совсем небольшой дисбаланс между уровнем спроса и предложения.
- (c) Учреждения по уходу за пожилыми в Чэнду: наблюдается «волнообразный» дисбаланс между уровнем спроса и предложения.
- (d) Библиотеки в Нинбо: наблюдается значительный дисбаланс в центральной части города.
- (e) Учреждения по уходу за пожилыми в Ухани: дисбаланс наблюдается в одной из частей города.
Районы, где объекты общественного обслуживания имели хорошее соответствие спроса и предложения, продемонстрировали отчетливую кластеризацию. При дисбалансе предложения и спроса на городские сервисы наблюдалась либо нехватка ресурсов, либо их растрата (неиспользуемые излишние мощности).
В таблице ниже представлен сводный индекс по городам и по типу инфраструктуры.
Результаты исследования показали, что наиболее гармоничное соотношение спроса и предложения имели учреждения начального образования. Наименьший баланс спроса и предложения был у объектов инфраструктуры для людей с ОВЗ. В целом анализ показал значительные различия между городами Китая.
Предложенный метод анализа может стать основой для оценки востребованности и доступности различных государственных услуг в городах. Развитие объектов социальной инфраструктуры должно не только обеспечивать базовые потребности, но и компенсировать недостатки существующего планирования и формировать долгосрочную концепцию развития города, ориентированную на проживающих в нем людей.
Текст составлен на основе указанных источников
Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ
Прочитать Часть 1 можно ТУТ, Часть 2 ТУТ.
Материалы о развитии городов в разных странах мира, в том числе в Великобритании, Германии и Китае, а также о городах-лидерах в сфере наук о жизни можно прочитать в специальной подборке "Развитие городов. Лучшие практики".
Больше новостей по внутреннему туризму и развитию городов, а также программам дивизиона "Городская экономика" АСИ в наших соцсетях: телеграм-канал дивизиона и телеграм-канал "Классной страны", а также наш ВКонтакте. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!
#новаямиссиягородов #АСИгорсреда #АСИрасскажет #АСИгорода