На счету Александра Георгиевича не один подбитый немецкий танк.
Официальный портал Екатеринбурга посвящает очередной выпуск рубрики «Люди города» жителю Кировского района, ветерану Великой Отечественной войны, участнику освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков Александру Степанову.
Александр Георгиевич Степанов родился 16 октября 1924 года. Попал на фронт лейтенантом в сентябре 1943 года после окончания 2-го Московского пулеметного училища. Он прибыл на Курскую дугу, где прошел переобучение на командира взвода противотанкового расчета. В этой должности Степанов участвовал в освобождении Белоруссии (операции «Багратион»), прорывая оборону немцев юго-восточнее Бобруйска.
Для него боевая операция началась на день раньше. Его взвод был придан в усиление 1-му батальону 109-го гвардейского стрелкового полка в составе 65-й армии 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии Константина Рокоссовского. Этому батальону был отдан приказ провести разведку укрепленных немецких позиций боем. Как вспоминает Александр Георгиевич, до обеда стоял туман, когда видимость прояснилась, по сигналу ракеты рота пошла в атаку по полю, засеянному рожью. До траншей врага было около 200 метров. Стояла задача выявить огневые точки противника, а также артиллерию и минометы, скрытые в глубокой многоуровневой обороне. Обильная растительность была как нельзя кстати под пулеметным огнем. Четыре раза рота укрывалась от огня и вновь шла в атаку.
Особенно тяжело дались крайние 50 метров, где гитлеровцы заблаговременно скосили траву. Огромными усилиями в ходе рукопашного боя первый уровень траншеи был взят, теперь предстояло ее удерживать под ураганным минометным огнем. Позиция находилась на виду у остальных укреплений противника. Александр Георгиевич не помнит, сколько точно они пролежали в земле, - может, три или четыре часа. У всех тогда была одна мысль, лишь бы не в траншею.
Когда рев взрывов стих, в небе со стороны войск Красной Армии показалась сигнальная ракета: отход. Уходя, батальон не досчитался половины личного состава. В отделении Александра Степанова из 18 человек осталось трое: он сам и один расчет бронебойщиков. Пополнено оно было расчетом пулемета «Максим».
На следующий день операция «Багратион» на их направлении началась с «обработки» немецких позиций штурмовиками и артиллерией. Когда же в наступление пошла пехота и танки, над их головами в сторону противника неслись снаряды «катюш». Дойдя до злополучной вчерашней траншеи, отделение Степанова оторвалось от основной группы и направилось через болото во фланг противнику. Выйдя с бойцами на окраину леса перед открытой местностью, Александр Георгиевич заметил, как из рощицы в 800 метрах от них появились пять средних танков и пехота. Противник двигался прямо на них, и когда до затаившихся бронебойщиков оставалось около 200 метров, Александр вместе с бойцом прополз 50 метров и огнем в борт подбил один из танков. Видимо, их позиция так и осталась незамеченной, так как после этого оставшиеся танки вместе с пехотой спешно ретировались. Это был первый танк, подбитый лично лейтенантом Степановым.
Следующие три дня наступательные бои велись с меньшим сопротивлением противника, вплоть до окружения немецкой группировки под городом Осиповичи. Еще три дня ее добивали. А далее, как и обещал приезжавший в дивизию Рокоссовского маршал Георгий Жуков, советские войска наступали походными колоннами. В своей речи перед войсками он просил солдат продержаться первые дни операции, а уже через неделю обещал сравнительно легкое продвижение на запад. Так и случилось: вскоре ключевой город направления фронта - Барановичи - был взят.
Александр Георгиевич, не скрывая чувств, вспоминает ту осень. Тогда его отделение понесло за один день потерь больше, чем за все время его командования. Ветеран признался, что каждый раз, слыша слова песни «Дымилась роща...», не может сдержать слез.
За время войны Александр Георгиевич был награжден орденом Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией». Закончив воевать, Александр Степанов продолжил служить Родине, работая в системе МВД вплоть до выхода на пенсию.