В Санкт-Петербурге начал работу Петербургский международный экономический форум. В программе масштабного делового события принимает участие делегация Минобрнауки России.
Развитие инженерного образования
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» направлен на обеспечение высокопроизводительных экспортно ориентированных секторов экономики высококвалифицированными кадрами, создание новейших видов продукции в партнерстве с высокотехнологичными компаниями, достижение технологической независимости Российской Федерации. В рамках проекта открыты передовые инженерные школы на базе 30 университетов. В них обучается около 2,4 тыс. человек.
Открывая дискуссию, глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что проект «Передовые инженерные школы» реализуется сегодня успешно.
«Проект в организационной части состоялся, базовые вещи нам удалось выдержать: у каждой передовой инженерной школы есть специализация и свой индустриальный партнер. Насколько мы видим, реальные инженерные задачи там реализуются, движение верное, и первые результаты мы фиксируем. Что отрадно заметить — в этот проект поверили компании. В него поверили руководители, акционеры, собственники компаний. Это, конечно, то, что мы не должны растратить, это важный момент», — подчеркнул Министр.
Проектом заинтересовались более 150 ведущих российских компаний.
Новый трек проекта женского профессионального наставничества
В рамках работы стенда Минобрнауки России состоялась проектная панельная дискуссия «Женщины: школа наставничества». На встрече обсуждался важный социальный проект, который направлен на поддержку студенток России в их карьерных начинаниях и на создание сообщества успешных женщин, готовых передать свой профессиональный опыт.
В обсуждении приняла участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. Она подчеркнула, что уже первый сезон показал востребованность проекта. Более того, отметила замминистра, он во многом помог снять определенную тревожность у девушек, которые хотели бы заниматься важными начинаниями, но не имели в этом опыта.
Проект «Женщины: школа наставничества» реализуется уже второй год, отвечая на актуальные запросы молодых девушек, которые желают успешно реализоваться в социальном и профессиональном планах. В основе идеи — наставничество со стороны женщин, которые уже являются признанными экспертами в своих областях деятельности.
На встрече было объявлено о появлении нового трека проекта — «Образование и инновации». Он будет активно сопровождаться ГК «Ростех».
«Ориентация на экспорт»: преимущества многополярного мира для российской системы
Актуальные направления международного сотрудничества и вопросы признания российских дипломов за рубежом обсудили на пленарном заседании «Развиваем науку в новых условиях». К беседе присоединился замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский.
По словам заместителя Министра, в настоящее время перед Россией открывается окно возможностей для сотрудничества в области образования и науки с теми странами, которые уже показывают высокие темпы роста и заинтересованы в качественном образовании своих граждан.
«Российское образование признается во всем мире и является одним из лучших. Поэтому мы очень мотивированы возможностями, которые открывают перед нами процессы становления многополярного мира. Мы будем еще интенсивнее взаимодействовать с партнерами и ориентироваться на экспорт российского образования за рубеж и на приглашение иностранных студентов в нашу страну», — сказал он.
На сегодняшний день в России обучается порядка 350 тыс. иностранных студентов. Кроме того, ежегодно увеличивается программа правительственных квот: за несколько лет количество мест на бесплатное обучение для иностранцев в России выросло в 2 раза — с 15 до 30 тыс.
Образование нужно для ученых, а людям индустрии нужна подготовка
На панельной дискуссии «Рынок труда: ответ на новые вызовы. Роль программы «Приоритет-2030» проанализировали опыт и достижения первых лет реализации программы «Приоритет-2030». В дискуссии приняли участие руководители ведущих университетов, ведомств и академических институтов, вовлеченных в программу.
В первую очередь участники дискуссии отметили, что «Приоритет-2030» — важнейший механизм поддержки российских университетов при создании новых форм взаимодействия вузов с работодателями, а также стимул горизонтальной мобильности студентов и преподавателей.
Программа «Приоритет-2030» реализуется Правительством РФ по поручению Президента России. Сегодня она охватывает 132 университета.
В октябре 2022 года состоялся первый конкурсный отбор вузов на дальневосточный трек. Его участниками стали восемь университетов из ДФО. В апреле к ним присоединились еще четыре.
«Качество образования в вузах Дальнего Востока не конкурентоспособно с другими субъектами, потому что это небольшие региональные университеты, которые не имели возможности конкурировать и сформулировать свои стратегии развития. Все это послужило инициативой для создания отдельного дальневосточного трека программы «Приоритет-2030», — рассказала заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
Участники дискуссии пришли к выводу, что в перспективе вузы должны стать не просто центрами передачи знаний студентам, но и центрами развития определенных отраслей экономики, которые задают тренды для движения вперед всей страны.
Образовательное сотрудничество России и Беларуси сыграет важную роль в достижении технологического суверенитета
Актуальные направления экономической интеграции России и Беларуси и вопросы технологического суверенитета двух стран обсудили спикеры круглого стола «Союзное государство: стратегия взаимодействия России и Беларуси».
Минобрнауки России на площадке круглого стола представил заместитель Министра Константин Могилевский. Он остановился на роли образовательного сотрудничества в обеспечении технологического суверенитета Союзного государства.
«Те задачи, которые стоят перед нашими образовательными учреждениями, встроены в большой комплекс задач, которые решает наука. В первую очередь — это обеспечение технологического суверенитета. И преимущественно взаимодействие у нас строится между университетами на инженерно-техническом треке», — отметил заместитель Министра.
Участники обсуждения также отметили необходимость усиления сотрудничества в сфере научно-технологического развития и подписания Стратегии научно-технологического развития Союзного государства. Были также обозначены меры по привлечению студентов из России и Беларуси на высшее образование в обеих странах.
Выступая на заседании, организаторы подчеркнули важность дальнейшего развития образовательного сотрудничества для обеспечения технологического суверенитета Союзного государства, а также необходимость укрепления связей в сфере научно-технического сотрудничества между Россией и Беларусью.