V. Опыт Великобритании: укрепление местных сообществ как инструмент ревитализации территорий
1. Закон о местных сообществах («Закон о локализме») 2011 года
Цель этого закона состоит в том, чтобы облегчить передачу полномочий по принятию решений от центра отдельным лицам и общинам. Закон явился важным фактором, способствующим развитию общественных пабов и другой инфраструктуры. Он позволяет местным сообществам участвовать в торгах и подавать заявки на включение объектов в список активов, представляющих общественную ценность и способствующих социальному благополучию. Это дает общественно значимой инфраструктуре защиту от возможного сноса или переоборудования.
Кейс паба Packhorse Inn из графства Сомерсет
Во многих местах паб до сих пор является центральным местом общественной жизни. В марте 2012 года паб XV века Packhorse Inn в графстве Сомерсет был выставлен на продажу компанией Punch Taverns и продан девелоперу, который сообщил о планах по превращению его в жилую недвижимость. В ответ местные жители сформировали инициативную группу из 500 человек с целью выкупить паб. Группа подала петицию, которую подписали 1500 человек, и Packhorse Inn был добавлен местным советом в список общественных ценностей, что дало сообществу время для сбора необходимых средств для участия в торгах. Участникам кампании удалось собрать через краудфандинг более 1 миллиона фунтов стерлингов, что стало крупнейшим проектом по выкупу общественных пабов в британской истории.
В настоящее время здание принадлежит сотням акционеров, которые вновь открыли его как общественный паб в 2018 году после ремонта. В 2022 году паб получил ряд престижных наград, в том числе стал победителем в номинации «Выбор путешественников» от Tripadvisor.
2. Стратегия пространственного развития Великобритании Levelling up до 2030
В Стратегии пространственного развития Великобритании Levelling up до 2030 года одна из 12 миссий предусматривает расширение прав и возможностей местных лидеров и сообществ, особенно в тех местах, где наблюдается нехватка полномочий местных органов власти.
Ранее принятый Закон о передаче полномочий городам и местному самоуправлению (Cities and Local Government Devolution Act 2016) ввел на части территорий Англии и Уэльса прямые выборы мэров в объединенные местные органы власти и передал им полномочия в области жилищного строительства, транспорта, планирования и охраны правопорядка.
Нынешняя инициатива по упрощению передачи полномочий в Англии ставит своей целью, чтобы к 2030 году в каждом территориальном образовании, которое этого захочет, был заключен договор о передаче полномочий (от центра в регионы и муниципалитеты), а также упрощен доступ к программам долгосрочного финансирования.
Важными эффектами от децентрализации и делегирования ответственности за экономический рост подотчетному местному лидеру или объединенной мэрии являются:
- повышение прозрачности деятельности сектора местного самоуправления для местного населения;
- понятная и открытая отчетность;
- расширение прав и возможностей граждан, вовлечение местных лидеров в процесс принятия управленческих решений;
- повышение осведомленности со стороны центрального правительства о реализуемых инициативах на местах.
Какие факторы помогают выстроить эффективную «инфраструктуру сообществ»?
В рамках подготовки Стратегии регионального выравнивания Levelling up было проведено исследование факторов, влияющих на развитие «инфраструктуры сообществ». Под данным типом инфраструктуры понимается не только совокупность зданий, оборудования и служб, необходимых для функционального обеспечения и деятельности сообществ, но в большей степени способность людей развивать улучшающие жизнь социальные связи.
Результатом стало ранжирование факторов по степени влияния на общественные инициативы.
3. Концепция плейсмейкинга и продуктивное развитие территорий
Термин плейсмейкинг (дословно «создание места») зародился в 1970-е годы и обозначает преобразованиe общественных пространств для укрепления связей между людьми и местами, в которых они проживают. Данный подход сфокусирован на людях и их потребностях, стремлениях, желаниях и видении общественных пространств, и в значительной степени реализуется через участие сообществ. Плейсмейкинг выходит за рамки материального измерения и включает такие аспекты, как возможность поддерживать социальные связи, доступность, многофункциональность, безопасность, комфорт, имидж и привлекательность, а также «ощущение места».
Для обеспечения адекватной основы хорошо функционирующего и процветающего города ООН-Хабитат рекомендует, чтобы в среднем было выделено 45–50% городских земель на улицы и открытые общественные места, из которых 30–35% должны приходиться на улицы и тротуары и 15–20 % – на открытые общественные пространства.
Местные органы власти должны иметь возможность разрабатывать сеть общественных пространств в рамках своих планов развития и работать с сообществами для укрепления социальной интеграции. Тем не менее многие власти на местах отказываются от этой роли. В результате быстрая урбанизация продолжается неконтролируемым образом, приводя к формам расселения с опасно низкой пропорцией общественных пространств.
Эффекты плейсмейкинга (из междисциплинарного исследования о влиянии плейсмейкинга, проведенного столичным университетом Торонто (Toronto Metropolitan University) в 2022 году):
- плейсмейкинг увеличил желание опрошенных проводить время в улучшенных общественных пространствах на 50%,
- на 53% увеличилось положительное восприятие места, среда стала восприниматься как культурно яркая, безопасная, дружелюбная и способствующая повышению качества жизни,
- на 74% увеличилась вероятность того, что люди поделятся информацией об обновленном общественном пространстве, что влечет за собой органическое увеличение посещаемости территории (через сарафанное радио или обмен в социальных сетях).
Подробнее с российской практикой внедрения плейсмейкинга можно ознакомиться на сайте проекта АСИ Смартека.
В Великобритании разница между наиболее и наименее продуктивными городами составляет 44%, при этом плохо спланированные и спроектированные городские районы приводят к перегруженности, загрязнению, негативному воздействию на здоровье и множеству других проблем.
По запросу Общепартийной парламентской группы по развитию сообществ в 2019 году было проведено исследование, направленное на изучение взаимосвязи продуктивности и плейсмейкинга (productive placemaking).
Запрос был направлен на получение ответов на следующие вопросы:
- Являются ли хорошо спроектированные места, в которых учитываются принципы плейсмейкинга, более продуктивными?
- Как наилучшим способом раскрыть и донести идею о том, что место/территория имеет значение для людей и экономики?
- Как дизайн городской среды максимизирует желание людей взаимодействовать друг с другом?
- Какую роль играет или должно играть общество с экономической точки зрения в политике местного планирования?
- Имеет ли значение более широкое использование стратегического планирования для повышения производительности?
- Каковы ключевые факторы производительности?
- Понимают ли местные власти реальные последствия неустойчивой инфраструктуры для социальной сплочённости и местной экономической активности?
- Какие существуют финансовые и политические структуры для реализации продуктивной стратегии развития и обеспечения долгосрочного управления территорией?
- Какие предусмотрены обязательства по обеспечению качественного вовлечения и взаимодействия, например публикация отчётов с метриками по уровню вовлеченности в рамках каждого проекта?
- Как местная политика планирования может поддержать участие сообщества в развитии территории?
Исследование показало, что отсутствие производительности/продуктивности во многих районах Великобритании напрямую связано с безразличием и непродуманностью, с которыми часто строятся жилые районы.
По итогам предварительного исследования Общепартийная парламентская группа по развитию сообществ выделила 6 ключевых рекомендаций органам исполнительной власти.
- Департамент по политике регионального выравнивания, жилищного строительства и сообществ (DLUHC) должен включить плейсмейкинг в текст Основ национальной политики планирования (NPPF).
- Местные промышленные стратегии должны стимулировать девелоперов к обмену передовым опытом по вовлечению сообществ в крупные проекты в качестве движущей силы производительности.
- Финансовые и политические структуры должны реализовывать продуктивную стратегию развития и долгосрочное управление территорией.
- Национальное управление статистики Великобритании (ONS) должно разработать индикаторы для оценки плейсмейкинга и его связи с производительностью сообщества и/или вклада в ВВП.
- Правительство Великобритании должно стремиться к снижению стоимости земли для создания доступного жилья.
- Необходимо заменить сбор за инфраструктуру сообщества (CIL – взимается местными властями за новое строительство в районе) новым сбором за продажу недвижимости (в размере 1% при продаже или передаче имущества стоимостью в размере или менее 350 000 фунтов стерлингов и 1,425%, если стоимость больше).
4. «Престонская модель»: «держать свои расходы ближе к дому»
Престонская экономическая модель (по имени городского округа Престон с населением около 148 тыс. человек на северо-западе Англии) – это одна из моделей развития, опирающихся на сильные стороны каждой территории (Place-Based Approaches)).
В рамках сотрудничества с Центром местных экономических стратегий (CLES) Престон изучил и стал внедрять американскую модель «наращивания благосостояния сообщества» (CWB).
Согласно данной модели, крупные учреждения, такие как больницы, аэропорты, университеты и колледжи, жилищные ассоциации и сами местные органы власти, рассматриваются как «якоря», вокруг которых могут стабилизироваться и расти региональные экономические экосистемы.
Основа модели – опора на якорные организации/предприятия в регионе и создание стимулов, чтобы они тратили генерируемые средства внутри региона, тем самым интенсивно поддерживая местный бизнес и трудоустройство местных жителей.
Другие ключевые компоненты «престонской модели» включают содействие бизнесу, принадлежащему местным рабочим, развитие местных кредитных союзов и банков для обеспечения доступа к финансированию в бедных районах, а также инвестиции в местные проекты.
CLES определил 12 крупных учреждений в Престоне, включая городской и окружной советы, университет, полицию и больницу, через которые начал реализовываться новый подход – «держать свои расходы ближе к дому».
Объем перенаправления общей ежегодной покупательной способности этих якорей был оценен в 1,2 млрд фунтов стерлингов (включая тендерную систему закупок услуг и товаров у местных поставщиков).
«Престонская модель» показала многообещающие результаты: за первые четыре года ее работы расходы на местные закупки выросли с 5% до 18,2% в городе Престон и с 39% до 79,2% в целом в графстве Ланкашир, что привело к укреплению местных цепочек поставок.
Хронология внедрения «Престонской модели»
- 2013 год: анализ расходов «якорных» учреждений показал, что из 750 млн фунтов стерлингов только 5% приходилось на город Престон и 39% — на графство Ланкашир, а «утечка» из экономики Ланкашира составляла 450 млн фунтов стерлингов.
- 2013–2015 годы: Центр местных экономических стратегий (CLES) и «якорные» учреждения изучили потоки в размере 450 млн фунтов стерлингов, которые «утекали» из местной экономики, и начали внедрять новую модель. Была создана «Группа специалистов по закупкам в Престоне» для обмена результатами.
- 2017 год: CLES повторил анализ расходов основных учреждений города, который показал, что расходы в экономике Престона увеличились с 38 млн фунтов стерлингов до 111 млн фунтов стерлингов.
- 2017 год: Городской совет провел дальнейшую работу по повышению благосостояния населения, включая развитие кооперативного сектора и инвестирование пенсий в студенческое жилье, которое строилось местным девелопером.
- После 2019 года: «Престонская модель» получила широкое признание в британской прессе как пример возвращения городом контроля над управлением, что вдохновило волну других местных властей на действия.
- 74 млн фунтов стерлингов были перенаправлены обратно в экономику Престона через местные закупки, а 200 млн фунтов стерлингов были инвестированы в региональную экономику Ланкашира.
- Престон вышел из списка 20% самых неблагополучных районов Великобритании.
- Уровень безработицы снизился с 6,5% в 2014 году до 3,1% в 2017 году (по сравнению со средним показателем по Великобритании в 4,6% в 2017 году).
- В 2018 году Престон был назван «городом с самыми большими достижениями по улучшению качества городской среды в Соединенном Королевстве» в рейтинге Good Growth for Cities.
5. Качество предоставления цифровых сервисов
Стандарт государственных цифровых услуг Великобритании призван сделать электронные сервисы проще, понятнее и быстрее, а также дешевле для налогоплательщиков. Основа стандарта – 14 критериев качества.
Разработчики электронных сервисов для граждан должны:
- понимать потребности обратившегося человека,
- решить проблему обратившегося гражданина целиком / комплексно,
- обеспечить бесшовный алгоритм получения услуги в партнерстве с другими учреждениями,
- сделать сервис простым в использовании,
- убедиться, что сервис доступен для всех пользователей,
- иметь междисциплинарную команду,
- использовать гибкие методы работы,
- постоянно улучшать качество предоставляемых услуг,
- создать безопасный сервис, защищающий конфиденциальность пользователей,
- определить метрики достижения успеха и публиковать отчеты о достигнутых результатах,
- выбрать правильные инструменты и технологии,
- создать новый исходный код (текст компьютерной программы на языке программирования, который может прочитать человек) и сделать его открытым,
- вносить вклад в совершенствование открытых стандартов, общих документов и шаблонов,
- предоставлять сервис для граждан, на который они могут положиться.
На едином государственном портале GOV.UK под каждым из критериев собрана полезная информация для команд, которые хотят спроектировать и запустить новые цифровые сервисы, а именно:
- детальное описание каждого критерия и пошаговый алгоритм действий,
- рекомендации по тому, как использовать партнерские ресурсы.
Продолжение следует...
Текст составлен на основе указанных источников
Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ
Прочитать Часть 1 можно ТУТ.
Материалы о развитии городов в разных странах мира, в том числе в Великобритании, Германии и Китае, а также о городах-лидерах в сфере наук о жизни можно прочитать в специальной подборке "Развитие городов. Лучшие практики".
Больше новостей по внутреннему туризму и развитию городов, а также программам дивизиона "Городская экономика" АСИ в наших соцсетях: телеграм-канал дивизиона и телеграм-канал "Классной страны", а также наш ВКонтакте. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!
#новаямиссиягородов #АСИгорсреда #АСИрасскажет #АСИгорода