Найти тему

«Прогулки по Васильевскому острову». Как правильно гулять по Большому проспекту? 2 часть

Сегодня мы приглашаем гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля Art Nuvo Palace вновь прогуляться по Большому проспекту. Наше прошлое путешествие было посвящено «большим людям Большого проспекта В.О.», то есть, его знаменитым жителям. А сегодня мы поговорим больше об архитектуре, о домах. Их на Большом почти сотня, и, как говорил герой фильма «Питер ФМ» – «Дома ведь как люди: каждый со своей историей и со своей судьбой». Рассказать сразу обо всех, конечно, не получится – поэтому мы постарались выбрать такие «характерные», из разных времен и представляющих разные архитектурные стили. Расскажем, покажем, послушаем важные слова Историков Архитектуры. Гулять по Большому проспекту – большое удовольствие, а гулять «со знанием дела» – удовольствие вдвойне, так что начинаем!

-2

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины, Большой проспект, дом 1

И начинаем мы, естественно, с самого начала, с самого первого дома. И сразу сообщаем в первую очередь «начинающим гостям» Васильевского, что «Екатерининских храмов» на нашем Острове два: второй – это православный храм великомученицы Екатерины на Кадетской линии (это чтобы наши гости не путали).

«Екатерина лютеранская» старше православной: храм был построен в 1768-1771 годах по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. «Фельтен – это тот самый, что создал знаменитую решетку Летнего сада?» – спросят наши гости. Да, он самый, любимый архитектор матушки-императрицы Екатерины Великой, и на Васильевском острове его шедевры тоже есть.

И вот как коротко характеризуют эту работу Знающие люди: «Характерный для Фельтена тип компактного одноглавого храма в классическом стиле... Важные элементы композиционного решения – изящный купол на высоком барабане и четырехколонный портик-лоджия дорического ордера. Два церковных дома появились чуть позже, их возвел архитектор А.Жерве, и ему удалось объединить все постройки в общий комплекс. Несмотря на неоднократные перестройки, в целом строгая гармония сохраняется до наших дней...»

-3

Доходный дом Кенига, Большой проспект В.О., дом 15

«Один из лучших домов города периода эклектики...» – подсказывает наш Путеводитель. Что такое эклектика в архитектуре? Конкретно в применении к нашему Васильевскому острову мы для себя определяем так: когда поздний классицизм и ампир уже почти закончились, а модерн еще почти не начался – вот это и будет Эклектика! Шутка. Но, в принципе, где-то так и есть. Год постройки – 1879, как раз «почти перед самым Модерном». И читаем Путеводитель дальше:

«Здание с тонко прорисованными деталями, плавно выступающей угловой частью, типично петербургской пластикой, весьма свойственной работам Карла Рахау...» Да оно и неудивительно: в конкурсе на постройку проект Карла Карловича Рахау опередил проект самого знаменитого Виктора Шрётера! Тем более, что «...также весьма интересна тщательно проработанная внутренняя структура и удобство квартир...»

Одну из этих квартир некоторое время занимал Николай Рерих, а в гости к нему часто приходил Михаил Врубель. «Помним, он пришел весьма поздно вечером, и за чаем была беседа о задуманных картинах. Жили мы тогда в доме Кенига на Пятой линии, окнами во двор...»

-4

Институт Академии наук, Большой проспект, дом 31

Монументальное здание, и описание его тоже звучит монументально! «Яркий пример послевоенного зодчества Ленинграда. Творчески использованы главные приемы и формы, свойственные петербургскому классицизму: крупный масштаб деталей, досконально выверенные пропорции, плотная и сочная рустовка нижних этажей, пилястры объединяют верхние этажи, полуциркульные окна второго этажа. Четко прорисованная и скругленная угловая часть органично вписывает постройку в окружающее пространство. Светотень усиливает пластику. Здание величественно, но отнюдь не помпезно. Яркий образец возрождения города после Блокады...»

Добиться всего этого смогли советские архитекторы П.Трубников и Б.Серебровский, построен дом в 1956-1960 годах.

-5

Александровский женский приют, Большой проспект 49-51

Здание закончено в 1899 году, автор проекта – видный представитель «кирпичного стиля» и раннего модерна Карл Шмидт. И читаем: «Образец рационалистической архитектуры, одно из самых зрелых произведений этого незаурядного петербургского архитектора. Интересна его интерпретация «готического стиля»: двуцветная керамическая облицовка, островерхие завершения, нарядно оформленные входы и шатры. Работа сразу же заслужила высокие оценки коллег по творческому цеху, как за внешний вид, так и за внутренние планировочные решения и комфорт...»

Вот как писали газеты того времени: «Александринский приют для женщин учрежден Евангелическими приходами, он имеет 80 постоянных кроватей для рожениц и 22 кровати для больных. Прием рожениц осуществляется без различия по вероисповеданию по мере свободных кроватей, в любое время дня или ночи, паспорта не требуется...»

И вот как Александринский приют выглядел в те годы:

-6

Дом Бенуа на Большом проспекте, 57

Говорить об архитекторах Васильевского острова и не вспомнить о Леонтии Николаевиче Бенуа – нет, это решительно невозможно! Конечно, самая его известная работа на Васильевском – это Институт Отта, но и на Большом проспекте есть его дом. Его собственный, построенный в 1913-1914 годах, причем на участке, который ему продал «как художник художнику» сам Николай Рерих. И – работа закипела.

«Здание в формах классицизма является ярким примером творчества Л.Н.Бенуа, работавшего в самых разных архитектурных жанрах, от эклектики до модерна. Дом особенно интересен как пример эволюции творческого подхода зодчего. Это одна из самых цельных и гармоничных его построек по строгости облика, которой удалось добиться в том числе простыми и ясными пропорциями...» Остается лишь сообщить, что сегодня на Васильевском острове, на 3-й Линии, 20, открыт музей-квартира семьи Бенуа.

-7

Василеостровская пожарная часть и полицейский дом, Большой проспект, 71-73

Гуляя по Большому проспекту, не обратить внимания на пожарную каланчу нельзя ну никак. Но постройка примечательна не только своей высотой. А еще и тем, что это «Превосходный пример кирпичного стиля в исполнении одного из его самых ярких представителей архитектора Владимира Шаламова. Возведенное в 1884 году здание выступает важным композиционным и пластическим акцентом в застройке этого отрезка Большого проспекта...»

Можно ли попасть внутрь? Да, можно, и очень рекомендуем мальчишкам: с 1957 года там работает первый в стране пожарно-технический музей. А в мае 1995 года появился замечательный памятник ленинградским пожарным, спасавшим город во время Блокады.

-8

Городской училищный дом им. С.П.Боткина, Большой проспект, 75 

Герой одной из повестей писателя-василеостровца Вадима Шефнера любил давать Линиям новые названия. И вот 22-ю Линию он наверняка назвал бы «Учебной», на ней расположено сразу несколько известных учебных заведений. А «открывает серию» как раз это здание.

«Двухэтажное, строгого облика и рационально спланированное здание начального училища – пример строительства в духе поздней эклектики. Построено в 1892 году на общественных началах в память о великом русском враче С.П.Боткине. Типичный образец творчества зодчего Александра Гешвенда, большого энтузиаста школьного строительства...»

-9

Дворец культуры им. С.М.Кирова, Большой проспект, 83

Наверное, самое «объёмное» здание на всём Большом проспекте В.О. Что естественно: «Выдающийся памятник конструктивизма, доминанта площади, организованной на месте бывшего Смоленского поля... Асимметричная общая композиция, и свойственные архитектору Н.А.Троцкому монументальность, образность и художественная экспрессия...» Из слова «Конструктивизм» сразу следуют годы строительства 1931-37, во время войны во дворце работал госпиталь, здание сильно пострадало от бомбёжек, к восстановлению приступили сразу после Победы.

-10

Вот так мы с вами прогулялись от самого начала Большого проспекта и почти до самого его завершения...

«Позвольте, но вы ведь не рассказали про... – воскликнут тут наши дорогие гости, – И про то не рассказали, и про это, мы же видели, мы же знаем!..»

Мы обязательно вернемся на Большой проспект и продолжим наши Архитектурные Чтения! Почти сотня зданий, за один раз точно всего не успеть, так что – обязательно продолжим, ждем всех гостей Санкт-Петербурга.

Место встречи прежнее: Васильевский остров, 17-я Линия, 64, дизайнерский отель Art Nuvo Palace.

Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/