Сегодня мы приглашаем гостей Санкт-Петербурга и гостей нашего отеля Art Nuvo Palace вновь прогуляться по Большому проспекту. Наше прошлое путешествие было посвящено «большим людям Большого проспекта В.О.», то есть, его знаменитым жителям. А сегодня мы поговорим больше об архитектуре, о домах. Их на Большом почти сотня, и, как говорил герой фильма «Питер ФМ» – «Дома ведь как люди: каждый со своей историей и со своей судьбой». Рассказать сразу обо всех, конечно, не получится – поэтому мы постарались выбрать такие «характерные», из разных времен и представляющих разные архитектурные стили. Расскажем, покажем, послушаем важные слова Историков Архитектуры. Гулять по Большому проспекту – большое удовольствие, а гулять «со знанием дела» – удовольствие вдвойне, так что начинаем!
Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины, Большой проспект, дом 1
И начинаем мы, естественно, с самого начала, с самого первого дома. И сразу сообщаем в первую очередь «начинающим гостям» Васильевского, что «Екатерининских храмов» на нашем Острове два: второй – это православный храм великомученицы Екатерины на Кадетской линии (это чтобы наши гости не путали).
«Екатерина лютеранская» старше православной: храм был построен в 1768-1771 годах по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. «Фельтен – это тот самый, что создал знаменитую решетку Летнего сада?» – спросят наши гости. Да, он самый, любимый архитектор матушки-императрицы Екатерины Великой, и на Васильевском острове его шедевры тоже есть.
И вот как коротко характеризуют эту работу Знающие люди: «Характерный для Фельтена тип компактного одноглавого храма в классическом стиле... Важные элементы композиционного решения – изящный купол на высоком барабане и четырехколонный портик-лоджия дорического ордера. Два церковных дома появились чуть позже, их возвел архитектор А.Жерве, и ему удалось объединить все постройки в общий комплекс. Несмотря на неоднократные перестройки, в целом строгая гармония сохраняется до наших дней...»
Доходный дом Кенига, Большой проспект В.О., дом 15
«Один из лучших домов города периода эклектики...» – подсказывает наш Путеводитель. Что такое эклектика в архитектуре? Конкретно в применении к нашему Васильевскому острову мы для себя определяем так: когда поздний классицизм и ампир уже почти закончились, а модерн еще почти не начался – вот это и будет Эклектика! Шутка. Но, в принципе, где-то так и есть. Год постройки – 1879, как раз «почти перед самым Модерном». И читаем Путеводитель дальше:
«Здание с тонко прорисованными деталями, плавно выступающей угловой частью, типично петербургской пластикой, весьма свойственной работам Карла Рахау...» Да оно и неудивительно: в конкурсе на постройку проект Карла Карловича Рахау опередил проект самого знаменитого Виктора Шрётера! Тем более, что «...также весьма интересна тщательно проработанная внутренняя структура и удобство квартир...»
Одну из этих квартир некоторое время занимал Николай Рерих, а в гости к нему часто приходил Михаил Врубель. «Помним, он пришел весьма поздно вечером, и за чаем была беседа о задуманных картинах. Жили мы тогда в доме Кенига на Пятой линии, окнами во двор...»
Институт Академии наук, Большой проспект, дом 31
Монументальное здание, и описание его тоже звучит монументально! «Яркий пример послевоенного зодчества Ленинграда. Творчески использованы главные приемы и формы, свойственные петербургскому классицизму: крупный масштаб деталей, досконально выверенные пропорции, плотная и сочная рустовка нижних этажей, пилястры объединяют верхние этажи, полуциркульные окна второго этажа. Четко прорисованная и скругленная угловая часть органично вписывает постройку в окружающее пространство. Светотень усиливает пластику. Здание величественно, но отнюдь не помпезно. Яркий образец возрождения города после Блокады...»
Добиться всего этого смогли советские архитекторы П.Трубников и Б.Серебровский, построен дом в 1956-1960 годах.
Александровский женский приют, Большой проспект 49-51
Здание закончено в 1899 году, автор проекта – видный представитель «кирпичного стиля» и раннего модерна Карл Шмидт. И читаем: «Образец рационалистической архитектуры, одно из самых зрелых произведений этого незаурядного петербургского архитектора. Интересна его интерпретация «готического стиля»: двуцветная керамическая облицовка, островерхие завершения, нарядно оформленные входы и шатры. Работа сразу же заслужила высокие оценки коллег по творческому цеху, как за внешний вид, так и за внутренние планировочные решения и комфорт...»
Вот как писали газеты того времени: «Александринский приют для женщин учрежден Евангелическими приходами, он имеет 80 постоянных кроватей для рожениц и 22 кровати для больных. Прием рожениц осуществляется без различия по вероисповеданию по мере свободных кроватей, в любое время дня или ночи, паспорта не требуется...»
И вот как Александринский приют выглядел в те годы:
Дом Бенуа на Большом проспекте, 57
Говорить об архитекторах Васильевского острова и не вспомнить о Леонтии Николаевиче Бенуа – нет, это решительно невозможно! Конечно, самая его известная работа на Васильевском – это Институт Отта, но и на Большом проспекте есть его дом. Его собственный, построенный в 1913-1914 годах, причем на участке, который ему продал «как художник художнику» сам Николай Рерих. И – работа закипела.
«Здание в формах классицизма является ярким примером творчества Л.Н.Бенуа, работавшего в самых разных архитектурных жанрах, от эклектики до модерна. Дом особенно интересен как пример эволюции творческого подхода зодчего. Это одна из самых цельных и гармоничных его построек по строгости облика, которой удалось добиться в том числе простыми и ясными пропорциями...» Остается лишь сообщить, что сегодня на Васильевском острове, на 3-й Линии, 20, открыт музей-квартира семьи Бенуа.
Василеостровская пожарная часть и полицейский дом, Большой проспект, 71-73
Гуляя по Большому проспекту, не обратить внимания на пожарную каланчу нельзя ну никак. Но постройка примечательна не только своей высотой. А еще и тем, что это «Превосходный пример кирпичного стиля в исполнении одного из его самых ярких представителей архитектора Владимира Шаламова. Возведенное в 1884 году здание выступает важным композиционным и пластическим акцентом в застройке этого отрезка Большого проспекта...»
Можно ли попасть внутрь? Да, можно, и очень рекомендуем мальчишкам: с 1957 года там работает первый в стране пожарно-технический музей. А в мае 1995 года появился замечательный памятник ленинградским пожарным, спасавшим город во время Блокады.
Городской училищный дом им. С.П.Боткина, Большой проспект, 75
Герой одной из повестей писателя-василеостровца Вадима Шефнера любил давать Линиям новые названия. И вот 22-ю Линию он наверняка назвал бы «Учебной», на ней расположено сразу несколько известных учебных заведений. А «открывает серию» как раз это здание.
«Двухэтажное, строгого облика и рационально спланированное здание начального училища – пример строительства в духе поздней эклектики. Построено в 1892 году на общественных началах в память о великом русском враче С.П.Боткине. Типичный образец творчества зодчего Александра Гешвенда, большого энтузиаста школьного строительства...»
Дворец культуры им. С.М.Кирова, Большой проспект, 83
Наверное, самое «объёмное» здание на всём Большом проспекте В.О. Что естественно: «Выдающийся памятник конструктивизма, доминанта площади, организованной на месте бывшего Смоленского поля... Асимметричная общая композиция, и свойственные архитектору Н.А.Троцкому монументальность, образность и художественная экспрессия...» Из слова «Конструктивизм» сразу следуют годы строительства 1931-37, во время войны во дворце работал госпиталь, здание сильно пострадало от бомбёжек, к восстановлению приступили сразу после Победы.
Вот так мы с вами прогулялись от самого начала Большого проспекта и почти до самого его завершения...
«Позвольте, но вы ведь не рассказали про... – воскликнут тут наши дорогие гости, – И про то не рассказали, и про это, мы же видели, мы же знаем!..»
Мы обязательно вернемся на Большой проспект и продолжим наши Архитектурные Чтения! Почти сотня зданий, за один раз точно всего не успеть, так что – обязательно продолжим, ждем всех гостей Санкт-Петербурга.
Место встречи прежнее: Васильевский остров, 17-я Линия, 64, дизайнерский отель Art Nuvo Palace.
Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/