Найти тему
МИРОСТОЛКНОВЕНИЕ

Неизвестная книга профессора Тарновского

Как известно, Варшава ест столица Жечипосполитей Польскей.

Однако, как это не странно, вот прямо сейчас в Республике Польша есть ещё и Столичный Королевский город Краков и это официальное его название, записанное в уставе города.

Одной из достопримечательностей Кракова является огромный пустырь площадью 48 гектаров, расположенный практически в центре города. Конечно, в любом другом городе обыкновенное пустое место называлось бы просто пустырём, а в Кракове это Блоня, которая памятник культуры Малопольского воеводства.

Блоня, памятник культуры. Фото: commons.wikimedia.org
Блоня, памятник культуры. Фото: commons.wikimedia.org

А ещё в Кракове есть Ягеллонский университет.

Это учебное заведение было основано в 1364 году и начало строиться королём Казимиром III, но потом что-то пошло не так, поэтому достроил университет и открыл его в 1400 году король Владислав Ягелло.

Соответственно, университет называется не Казимировским, а Ягеллонским, но при этом его дата рождения всё равно не 26 июля 1400 года, а 12 мая 1364 года.
В общем, Краков
город парадоксов.


А в Ягеллонском университете работал, и даже пару раз избирался его ректором некий профессор и тайный советник Станислав Тарновский (1837 - 1917).

Станислав Тарновский — ректор Ягеллонского университета (картина Яна Матейко)
Станислав Тарновский — ректор Ягеллонского университета (картина Яна Матейко)

Профессор Тарновский сейчас считается одним из видных историков польской литературы. Кроме того, в молодости (в 27 лет) будущий профессор принял активное участие в Польском восстании 1864 года, за что даже отсидел пару лет в тюрьме.

Правда, восстание происходило на территории России, а свой срок Тарновский отбывал в тюрьме на территории Австрии. Опять парадоксы.

За годы своей насыщенной событиями жизни профессор Тарновский написал немало научных трудов. Кому интересно, его библиографию можно посмотреть, например, в Википедии.

Однако, в том списке вы не найдёте книгу Станислава Тарновского, изданную в Кракове в 1891 году. Причём игнорируют эту книгу не только, например, русскоязычная и англоязычная, но даже и родная польская Википедия.

Где книга?
Где книга?

Называется эта неизвестная для Википедии книга предельно красноречиво: «О Руси и Русинах». И по мнению автора, содержание этой книги как раз и послужило причиной её «неизвестности».

Да вот же она!
Да вот же она!

В начале своего труда, как и положено, профессор Тарновский вкратце сообщает, кто вообще такие русины.

Согласно Тарновскому, это нация, которая проживает на огромной территории от рек Буга, Сана и Карпатских гор на западе до Днепра, и далее на восток; от Причерноморских степей на юге до реки Даугава на севере.

Говорят русины на языке, который одинаково отличается как от польского, так и от русского, и в то же время более-менее понятен и полякам, и россиянам.


Далее профессор также предельно кратко пересказывает историю периода независимости русинов: начиная от киевского князя Владимира Великого, который в X веке не только Русь крестил, но и впервые пошёл в поход на ляхов, и заканчивая польской королевой Ядвигой, которая окончательно подчинила себе русинов в конце XIV века.

А после этого профессор Тарновский переходит к самому интересному: он приводит сравнение того, как русинам в дальнейшем жилось под властью поляков, русских, и австрийцев.

Напомним, что Краков в 1891 году принадлежал Австро-Венгерской империи, однако сам Тарновский был поляком по национальности. Поэтому, как утверждает профессор, русинам лучше всего жилось именно под поляками.

Первые двести лет поляки с русинами вообще жили, как говорится, душа в душу. Однако, в дальнейшем начались проблемы.

По Тарновскому, у этих проблем в основном было два источника: запорожские казаки и евреи.

Запорожские казаки жили, соответственно, за днепровскими порогами в степи, причём имели весьма смешанный национальный состав: были среди них и поляки (причём в основном шляхтичи), и венгры, и валахи, и даже татары — но больше было, конечно, русинов.

Запорожцы землю не пахали совсем, а хлеб свой зарабатывали охотой да военным ремеслом, совершая набеги на татар и турков. Однако, после этих набегов запорожцы прятались в своих крепостях, а отдуваться за них приходилось мирным русинам и полякам, принимая на себя ответный удар кочевников — в этом и состояла суть проблемы.

Что же касается евреев, то суть этой проблемы заключалась в следующем: когда русинов стало достаточно много, для их же прокорма поляки начали приучать русинов к земледелию, благо земля была плодородная.

При этом, находясь в Польше, для удалённого ведения своего хозяйства поляки назначали управляющих, причём обычно из числа евреев.

Вот именно эти управляющие и гнобили русинов, вызывая ненависть и к себе, а заодно и к польским хозяевам.

И самой большой проблемой в этой ситуации, по Тарновскому, было излишнее свободолюбие поляков: ведь если бы власть в Польше тогда была пожестче, то она не либеральничала бы, а приструнила как бесконтрольных запорожцев, так и беспредельных евреев.

Однако, получилось как получилось: однажды польский шляхтич Хмельницкий из какой-то личной обиды воспользовался недовольством русинов, и побудил их на бунт против поляков.

Кроме того, Хмельницкий ещё и татар призвал себе на помощь.

Поляки, конечно, периодически давали Хмельницкому отпор, но опять-таки из необъяснимого своего благодушия каждый раз не добивали его до конца.

И спустя некоторое время Хмельницкий всё-таки понял, что ничего у него не получается. Однако, он уже почувствовал вкус власти, и возжелал своё собственное русинское королевство.

Поэтому Хмельницкий обратился к туркам, чтобы те сделали его своим вассалом, но при этом короновали над русинами.

Туркам к тому времени вся эта возня порядком надоела, и они отказали бунтовщику.

Тогда Хмельницкий, опьянённый гордыней, так и покатился под ноги царя московского (upoił się swoją pychą, i jak pijany zatoczył się pod nogi cara moskiewskiego), и сдал тому всю Заднепровскую Украину.

А позже была коварная Екатерина, были три раздела Польши, в результате чего большая часть русинов оказались под властью России.

Вот тут-то русины и поняли, что они потеряли!

Дело в том, что изначально, ещё от князя Владимира, русины были схизматиками (schyzmatykami), и принадлежали к ложной греческой вере (fałszywej, greckiej wierze).

С одной стороны, католики-поляки, конечно же, насильно в свою веру никого обращать не собирались. Однако, с другой стороны, они всё-таки беспокоились о заблудших русинских душах.

И вот однажды поляки пригласили русинов вернуться в лоно истинной церкви, на что сами же русинские епископы предложили компромисс, то есть Унию, при которой церковный обряд в русинских церквях станет католическим, но сами службы будут вестись не на латинском, а на русинском языке.

И так понравилось русинам эта идея быть униатами, что через некоторое время схизматических диоцезов на территории Польши почти что не осталось.

Однако, как только русины оказались под московитами, московиты начали обращать русинов обратно в свою схизму.

Конечно же, русинам-униатам это было категорически противно.

Они сначала просили московитов не лишать их истинной веры, а после начали просто изгонять из своих церквей пришлых православных попов.

Тогда Россия направила против униатов войска: солдаты сжигали отказников живьём, топили их в зимних прорубях; русинских жён и дочерей запирали в амбарах и насиловали до тех пор, пока их мужья и отцы не соглашались отказаться от Унии.

В общем, по Тарновскому, при России настала для русинов настоящая жуть.

Кроме того, попробовали русины на своей шкуре, что такое быть крепостными.

Правда, в Польше они тоже были крепостными, но вот только в Польше паны обращались с ними более-менее нормально, а в России помещики обращались со своими крепостными русинами хуже, чем рабовладельцы с неграми — в Америке.

Короче говоря, хуже всего русинам стало жить именно в России.

А вот австрийские русины во всей своей красе показали, какие они всё-таки были непорядочные.

Как известно, при разделе Польши часть населённых русинами земель (Красная Русь, или Галиция) оказались в составе Австро-Венгрии. И профессор Тарновский с нескрываемой болью поведал в своей книге о том, что случилось дальше.

Австрийцы традиционно терпимо относились к любым религиям, чем коварные русины сразу же воспользовались: они вдруг безосновательно начали отказываться от католического обряда в своих церквях.

Более того, униатских священников, бежавших вместе со своими семьями от московитского террора, русинские общины отказывались принимать и содержать в Австрии.

Кроме того, русины почему-то перестали пользоваться латинским шрифтом, и свои русинские книги начали печатать кириллицей.

И вообще, у австрийских русинов при этом была такая ненависть к полякам, что когда в 1848 году поляки бунтовали против Австрии, русины с готовностью выступили на стороне австрийцев.

И это при том, что самые дальновидные из австрийцев говорили: нельзя доверять русинам! Как только русины почувствуют волю — они тут же переметнутся в Россию!

Вот примерно такая получилась поучительная история у профессора из Кракова.

К чести Тарновского, в завершение своего рассказа он высказывал надежду, что когда-нибудь поляки и русины всё-таки окажутся выше своих противоречий, и будут жить в мире.

Правда, как осуществить это своё пожелание, профессор не упомянул.

***

И вот теперь самое время и место для вопроса: что же такого оказалось в книге Станислава Тарновского «О Руси и Русинах», что ей не нашлось места даже в Википедии? Какую запретную тему затронул профессор Ягеллонского университета?

По мнению автора данного канала, всё объясняется просто: Тарновский абсолютно не упоминает украинцев.

Точнее говоря, Тарновский упоминает Украину, но исключительно только в качестве географического объекта.

Например, описывая территорию, населённую русинами, он говорит:

Na tej wielkiej przestrzeni lezy Rus Czerwona, dziś nazywana Galicya Wschodnią, a pod rządem rosyjskim część Królestwa Polskiego (Chelm i Podlasie), Wołyń, Podole, Ukraina, Polesie i Bialorus czyli wschodnia część Litwy. Litwa właściwa takze w większej połowie zamieszkała jest przez Rusinów.

Перевод:

На этом большом пространстве находится Красная Русь, которая сегодня называется Восточной Галицией, а под русским правительством — часть Царства Польского (Хелм и Подлясье), Волынь, Подолье, Украина, Полесье и Беларусь, то есть восточная часть Литвы. Литва, собственно, тоже в большей половине населена русинами.

Отметим при этом, что как минимум с середины XVII века Украиной называлась конкретно пустошь (или Loca Deserta, по Боплану), которая простиралась от днепровских порогов, то есть от современного города Запорожье, до морского побережья и Крыма.

Очевидно, что в конце XIX века профессор одного из старейших европейских университетов всё также продолжает называть Украиной всё ту же территорию.

Которую, по его же утверждению, населяют именно русины.

А ведь всего лишь через 26 лет после публикации «О Руси и Русинах» появятся УНР и Украинская держава национальные государства неведомой нации, до того момента по сути неизвестной даже научным академическим кругам Европы.

Но ведь если переименовывают народы значит, это кому-нибудь нужно?

Читаем старые книги, думаем.