Как воруют в магазинах? Вторая часть. Первая в профиле ▼
❓ Подписчик правильно заметил ❓
Действительно большая часть воровства в магазинах приходится на сотрудников, кассиров, продавцов, работников склада и всё это чаще всего завязано на сговор с охранниками и сотрудниками служб безопасности.
К примеру, в январе вскрыли схему складских рабочих Wilberries.
Ребята устроились на склад WB, открыли ИП, одновременно с трудоустройством зарегались как продавцы на маркетплейсе. Отгрузили на WB условные формочки для мыла в форме хвоста бобра. А уже на складе переклеивали штрихкоды со своих формочек на IPhone`ы, телевизоры и другие дорогие товары.
Заказывали свои товары за 300 ₽. Но по факту, им приходила дорогая техника, но с маркировкой и штрихкодами их формочек. Ущерб - 7,963 миллионов ₽.
Март этого года. Опять Wilberries.
На этот раз владельцы пункта выдачи заказывали в пункт дорогую технику без предоплаты. С левых аккаунтов, через номиналов. Технику просто крали, а на склад возвращали пустые коробки. Ущерб 25 млн ₽.
Я руководил большими сетями и маленькими магазинчиками. Были и свои магазины.
С какими схемами воровства сотрудников (и не только) сталкивался лично и вычислял?
Давайте по порядку. Начнём с маленьких магазинов.
1. Большая часть клиентов, особенно в небольших продуктовых, цветочных и подобных магазинах, никогда не берут чек. Не дожидаются его, не проверяют, и убегают после расчёта.
Кассир пользуется этим и не пробивает, если покупатель прямо не попросит чек. Если продавцу платят наличкой, то такой нал часто, а в некоторых магазинах ВСЕГДА уходит в карман кассира.
Прожженные продавщицы легко находят методы подбить недостачу.
К примеру, флористы, когда списывают завявший непроданный цветок, вместо фактических 2 испорченных роз, отчитываются о списании 20 стеблей, с учётом тех 18-ти, что продали мимо кассы.
А если собственник требует фотографию списанных стеблей, то отправляют директору одни и те же фотки из архива. Поверьте, у опытного флориста есть фотографии под списание любого количества стеблей, любого сорта. В продуктовых и других магазинах то же самое.
2-ая схема с чеками. Скидочная система, дисконтные карты.
...если кассир не такой наглый.
Приходит покупатель со скидочной картой в 5% или без неё, флорист меняет карту на максимальную 25%-ную. Может свою, может чужую, которую забыл на кассе другой покупатель. У многих на кассе есть возможность установить скидку вручную, внести акцию или ввести промокод.
- Клиент платит полную стоимость – 50$.
- Флорист забивает продажу в 35$, с учётом скидки,
- а «скидочную разницу» в 15$ забирает себе.
Клиент не берёт чек, ничего не проверяет, шалость удалась 😁
3. Во многих малых магазинах можно оплатить переводом на карту собственнику магазина.
Даже бумажку с номером телефона от руки лепят на скотч. Эквайринга в салоне нет. Дорого же. Проценты.
Поверьте, часть переводов уходит продавцу на карту, который с утра меняет наклеечку с вашим телефоном на свою.
Кстати, насчёт недостачи. Многие воришки знают, что недостача раскидывается равномерно на всех сотрудников магазина. И тот, кто украл, поверьте, готов отслюнявить 10% от украденного обратно в магазин списанием с зарплаты. Что до других сотрудников? Ему дела нет...
4. Если у вас есть товары с мягкими, хрупкими упаковками...
Типа молока в пакетах, йогурта, сахара и чего-то подобного. И они достаточно часто прокалываются, взрываются. Знайте. Процентов 80% от потерь – это специальные проколы, надрезы, разрывы грузчиков и продавцов, которые банально сливают и ссыпают это себе в тары домой. Своими глазами это видел неоднократно.
5. Мёртвые зоны камер.
На моей памяти было несколько случаев.
Однажды охранник за камерой отрисовал карту мёртвых зон. Где камеры не видят, что происходит на этой площади. Карту отдал двоюродному брату. Брат спокойно тырил товар с полок в этих зонах и его очень долго не могли поймать.
Второй раз встретил аналогичное, когда продавец подкупил охранника. Предложил ему эту же схему. Также получил карту мёртвых зон. Ворованное делили 50 на 50. На секундочку И камеры были, И охранное предприятие нанято, и контроль 24/7. Не спасло…
6. Самое банальное, и тяжело контролируемое – это пронос товара через кассира.
Т.е. Приходит человек на кассу с 5 товарами. 4 товара кассир пропикивает, вносит в чек. 5-ый товар кладёт в пакет покупателю, делая непринуждённый вид, как будто он тоже пропикан. Оплачено 4 товара, вынесено 5. Кто покупатель? Брат, сват, внук кассира.
Если у кассира есть доступ к функции обнуления чека или возврата, чего не бывает в крупных сетях, надо звать Галю.
...хотя Галя тоже может быть в доле...
а вот в мелких магазинах сплошь и рядом. Тогда кассир просто оформляет частичный возврат на один из товаров в чеке, а этот возврат кладёт себе в карман.
В этой схеме есть подвид.
Когда вместо яблок за 3$/кг клиент на весах выбивает этикетку на более дешевые яблоки за 1$/кг.
Или взвешивает сначала полкилограмма, а потом в пакет докладывает ещё полкило, а чек наклеивают первоначальный.
Либо на кассах самообслуживания пробивает булочку, вместо пиццы.
Сейчас многие улыбнулись 😁, ведь будучи студентами так делали постоянно.
Расчёт на то, что кассир не будет проверять, какие яблоки в пакете, а какие на этикетке. Более того, часто сам кассир не способен отличить яблоки Фуджи, от Ред Чиф или сезонных. Скорее всего он даже не знает, какие сорта яблок сегодня выставлены в зале и как они выглядят 🤷♀️
Но эта схема уже уходит в прошлое.
Помните снимал видео, как летал в Кемерово, снимал весы Data Print с видеораспознаванием СуперМаг Vision, что сами определяют товар и даже сорт яблок, что на них положил клиент при взвешивании?
Мало кто знает, а точнее кроме сотрудников магазина никто, что, если эти весы определили, что на них сейчас СКОРЕЕ всего яблоки фуджи, и покупатель на самом деле положил в пакет яблоки фуджи, НО!... Захотел их пробить как более дешевый сорт яблок.
Покупатель выбирает на весах другой сорт, который искусственный интеллект весов расценил как менее вероятный. Тогда весы, конечно, напечатают клиенту этикетку с более дешевым сортом яблок, но в штрих-код встроят оповещение для кассира.
И когда эта этикетка будет пробита кассиром на кассе, то на экране высветиться большое предупреждение, что надо УБЕДИТЬСЯ в правильности выбора сорта покупателем. В корректности этикетки.
Упс… не удалось…
С кассами самообслуживания то же самое.
Пробиваете такую фиктивную этикетку на кассе. Дальнейшее пользование кассой блокируется. Предупреждение видит сотрудник, контролирующий зону самообслуживания. Пока он не придёт и не проверит соответствие этикетки фактическому сорту, дальнейшее проведение покупки и её оплата будет невозможна.
Да, такая система анти-мошенничества с весами и левыми этикетками снижает вероятность подобных схем воровства в магазинах практически до нуля, если нет прямого сговора с кассирами. Так что... С распространением этой технологии, когда эти весы будут в каждом магазине, взвесить левые яблоки уже не получится.
Кстати, весы уже определяют сами и конфеты, и заморозку, и выпечку, и орехи. Без сговора с кассирами во многих магазинах ничего вынести из весовых товаров не получится 😎
7 схема. Ещё более умопомрачительная. Случилась при мне, с моим руководителем.
Сотрудник знал пароль от компьютера директора магазина, где стояла 1С-ка и другие учётные программы. ЭЦП всегда была вставлена в комп, а пароль от электронной подписи был стандартный, не менялся, как и на всех ЭЦП с завода. Все пароли были сохранены автозаполнением в Google Chrome.
Один из старших торговых сотрудников под учётной записью директора вечерком подшаманил учётные цены и остатки товара на складе. По новым, крайне низким ценам, в тот же день было куплено много вкусного товара её другом-подельником. В целом, абсолютно законно по тем ценами, что пробивались в чеке на кассе. Покупка никаких подозрений ни у кого не вызвала. А излишки, что образовались на складе после “вечерней инвентаризации” просто вынесены с заднего двора, как мусор.
Кстати, ничего не доказали, никакой ответственности человек не понёс.
ЕЩЁ! Насчёт ЭЦП в компьютере директора.
Знаю случай, как сотрудник при помощи ЭЦП увёл у ИП-шника зарегистрированную торговую марку, подписав договор продажи и перерегистрации знака онлайн, при помощи электронной подписи с компа в кабинете директора. В личном кабинете на сайте Роспатента. Никакого подлога не доказали. Сотрудник украл торговый знак, выиграл суды, получил выкуп.
8 вид схем. Гастролирующая труппа.
В магазин заходят 3 человек. Часто в немного разное время.
1 специально берёт недорогой товар с пиликающей на кассовых воротах магнитом. Пытается его пронести. Ворота пиликают. На него набрасываются охранники у касс, ответственные кассиры.
Воришка достаёт 200-рублёвую чекушку с магнитом. Плачет, кается. Здесь же оплачивает товар. Готов это сделать даже в двойном размере. Все на это соглашаются, так как сумма посягательства на кражу минимальная, и за это ему ничего не будет даже от ментов. Он платит, его отпускают… Но...
Пока происходит этот цирк с конями, и солист труппы громко и эффектно забирает на себя всё внимание, другие 2 товарища выносят в валенках, под юбкой и за пазухой товара на $1,000 , и никто на них не обращает никакого внимания. Ведь все ответственные люди заняты бедолагой с чекушкой.
Кстати, с пиликающими воротами отдельная тема.
Любой опытный сотрудник магазина знает, как их отключить. 1 сотрудник отключает, второй, идя в туалет, выносит в женской сумочке коробку с IPhone`ом прямо перед носом у охраны. Ведь ора ворот нет, значит всё норм.
На самом деле схем бесконечное количество 🤷♀️
Мой совет – никогда не рассчитывайте на порядочность людей и сотрудников. Никому и ничему не верьте и 50 раз всё перепроверяйте. Никогда не рассчитывайте НИ на какие единичные решения. Типа камер или пиликающих ворот.
Используйте максимально современные решения, которые все единичные вещи завязывают в одну систему. Как весы Vision в зале завязаны с кассами на выходе и аппаратами самообслуживания, пинающих при этом ответственных сотрудников. Обращая их внимание на попытку кражи.
И никогда. СЛЫШИТЕ. Никогда
не допускайте возможность доступа к вашим рабочим, директорским компьютерам, печатям и тем более ЭЦП. Никогда ничего хорошего из этого не выходит. Банально и очевидно? Но тогда почему вы продолжаете это делать?
____________________________________________
А какой факт или схема воровства из видео удивила вас больше всего? Что возьмёте себе на заметку и внедрите в своей компании? 🤔 О какой схеме или факте воровства из вашей жизни, которого не было в видео, узнали когда-то вы? Пишите в комментариях ▼
____________________________________________
Мой TikTok профиль ► (460 тыс.)
https://www.tiktok.com/@anosof.roman
Мой Telegram Канал ▼