Не секрет, что культура разъяснительной работы госорганов, отвечающих за энергетику и ЖКХ, далека от совершенства. Вот, например, как выглядит типичный ответ госоргана на адресованный ему запрос о разъяснении норм.
— Сначала обозначается суть проблемы. А иногда не обозначается. Но если это сделано, то суть не всегда можно уловить.
— Далее идет дословное цитирование правовых норм, которые прямо или косвенно относятся к освещаемой проблеме. Как правило, этот блок занимает 99% текста.
— Иногда (но не всегда) цитаты сопровождаются промежуточными выводами. Если разъяснения объемны, то выводы приходится долго и мучительно искать по всему тексту.
— Повествование резюмируется итоговыми выводами. Но бывает, что разъяснения ограничиваются лишь цитатами применимых норм, из которых читатель должен сделать выводы сам.
Хрестоматийный пример ответа – недавнее письмо Минстроя России от 10.05.2023 № 26438-ОП/0 о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества (см. текст).
Понятно, что ценность таких разъяснений невелика. Но именно таких ответов – большинство. А значит в подходах к их подготовке надо что-то менять.
Как минимум, можно упрощать формат и объем изложения. Например, фиксировать в "теле" ответа только проблематику и выводы госоргана.
Что касается цитатника норм, то его надо либо исключать из текста совсем (например, ограничившись ссылкой на применимые пункты НПА), либо выносить в отдельное приложение. Это очистит сутевую часть разъяснений от малополезной информации и сконцентрирует читателя на главном.
И конечно нужна публичная и регулярно обновляемая база разъяснений. Она обеспечит их доступность и в целом повысит результативность методологической работы госорганов.
Да и нагрузка на исполнителей снизится. Ведь подчас госорганы вынуждены отвечать на повторяющиеся вопросы.
С наличием же актуальной и хорошо рубрицированной базы большинство сможет самостоятельно найти интересующие их разъяснения, не обращаясь в госорган.
Как разъясняются законы в энергетике и ЖКХ
19 июня 202319 июн 2023
135
1 мин
3