У полузаброшенной промзоны вблизи речного порта Казани появилось будущее. Долгие годы горожане жаловались на неухоженную территорию, отремонтированный, но заброшенный порт и другие недостатки. Идея реновации территории появилась ещё в 2012 - 2013 годах, однако реализовывать её начали только сейчас - до этого отсутствовали законодательные механизмы. Проектированием этого мини-города у Волги занимается главный архитектор столицы Татарстана Ильсияр Тухватуллина. Своей основной задачей она видит сохранение культурных традиций и колорита «Новой Портовой».
Портовая начала использоваться ещё в XVIII веке. Люди, жившие здесь, работали на заводах, которые изготавливали кожу, мыло и ткани. В итоге эта территория с ее относительно небольшим населением активно развивалась. Крупнейшим объектом инфраструктуры здесь считалась меховая фабрика «Точмаш», построенная в советские годы. Порт, автовокзал и многочисленные заводы стали основой Ново-Татарской слободы, разрушив её национальный колорит в архитектурных сооружениях.
- Архитектура наследия Ново-Татарской слободы почти не сохранилась, - говорит директор Института истории имени Марджани Радик Салихов. - Тут шли индустриальные процессы, строились меховые фабрики. У нас сохранились только наши мечети, которые были построены ещё в начале XIX века.
В связи с этим ещё на этапе разработки идеи модернизации территории появилась задача сохранить культурное наследие двух эпох: индустриальной и национальной. По словам Тухватуллиной, в контексте реновации сложно было найти такие решения, которые позволили бы держать баланс между обновлением и сохранением богатства народного колорита. Директор института истории предложил свой вариант: увековечить память о людях, которые жили и работали в Ново-Татарской слободе. Для этого можно, например, назвать улицы именами великих жителей Казани.
Концепцию «Новая Портовая» мы выносили в своем сердце. Эту территорию все хорошо знают – очень необычное место. Я представлю ее как две руки матери, которые обнимают дитя. Кто-то говорит, что это как магнит, притягивающий к себе. Много разных лирических характеристик этой местности, - говорит Тухватуллина.
Эксперты считают, что «Новая Портовая» - это градостроительный проект, аналога которого нет во всей России. Здесь планируется построить 1,5 миллиона квадратных метров жилья и 1,3 миллиона квадратных метров административных и коммерческих зданий.
Во всем мире портовые территории - это территории с особым назначением. И в Европе, и в Америке это депрессивные территории, и такая концепция пересматривается. Порты преобразовываются, обустраиваются набережными. Это места повышенного интереса и со стороны архитекторов, и со стороны инвесторов, - считает главный архитектор Казани.
При разработке концепции нового речного порта Тухватуллина основывалась на опыте коллег из-за рубежа. В пример она привела организацию порта в ЮАР, где внутри элеватора построили гостиницу. Подобный опыт мечтают повторить и в Казани. Тем более территория для архитектурных экспериментов огромна - элеватор в речном порту считается одним из самых больших в мире. Только по задумке проекта вместо гостиницы в нем будет высшее учебное заведение.
Попытки реорганизации «Новой Портовой» уже предпринимали малайзийцы. Несколько лет назад они предложили отдать всю северную косу для бизнеса и построить офисные здания в семь миллионов квадратных метров. Однако от идеи отказались из-за риска появления пробок. Это место, по мнение архитекторов, подходит для других функций: там разместят общественные и жилые здания. Офисы же решили перенести в южную часть территории. Перемещаться по «Новой Портовой» можно будет на электробусах и велосипедах.
По логике этой территории мы в верхней и нижней части создадим какие-то большие пространства, где можно оставить машины. В центральной части что-то должно появиться. По всей местности мы предлагаем сделать кольцевое движение электробусов. То есть это должны быть не какие-то мощные автострады, - поделилась планами Тухватуллина. - Если вы как турист приезжаете сюда, то сможете оставить машину и пересесть на автобус.
Помимо этого, вдоль Волги пройдет 12-километровая набережная, где будут предусмотрены стоянка для маломерных судов и зеленая зона. Изюминкой пространства станут арт-объекты в виде реальных грузовых кранов, которые помогут сохранить память о реновации речного порта.
- Я уже даже представила это, - поделилась своими впечатлениями руководитель комитета по развитию туризма Дарья Санникова. - Оставить краны - это очень интересно. Это будет радовать наших жителей и гостей республики.
Особое внимание Санникова предлагает уделить музеям. По её словам, нужно показать транспортную сущность Татарстана через теплоходы и другие суда и подумать над созданием музеев транспорта и Героя Советского Союза Михаила Девятаева. Помимо этого, гости не раз акцентировали внимание на музее Тысячелетия.
- Я бы хотела, чтобы нашли место для музея Тысячелетия. Этот музей уже много лет находится между небом и землей. Я вижу, что музейное пространство есть, и можно заранее подумать об этом, - отметила главный редактор интернет-газеты «Казанские истории» Любовь Агеева.
Как отмечает главный архитектор Казани, место для музеев предусмотрено в самом центре «Новой Портовой», так как авторы проекта заранее подумали о социальной инфраструктуре. Также здесь построят 20 детских садов и четыре общеобразовательные школы.
Уже сейчас тут возводят первый жилой комплекс «Яналиф», который отличается новым подходом к проектированию: в настоящее время завершена заливка фундамента домов первой очереди, идет строительство на уровне первых этажей.
Архитекторы хотят создать дома уникальной формы: они вдохновлялись в том числе башней Сююмбике, поэтому некоторые здания ЖК будут трапециевидными. Этажность будет зависеть от приближенности к набережной. Вдалеке от набережной расположатся высотки, вблизи будет застройка средней этажности. Такое решение позволит создать большее количество квартир с лучшими видами на Волгу. Первая очередь будет введена в эксплуатацию в 2025 году. Планируется, что через 8 лет здесь появятся 20 жилых домов.
- На сегодняшний день мы на берег Волги выйти нигде не можем. Конечно, мы можем зайти в речпорт, но территория ограждена. Здесь же задача - сделать, чтобы были сквозные проходы между домами в ЖК. Так наши горожане и гости смогут посещать берег Волги, – отметила Тухватуллина.
Местные жители считают, что для полного счастья здесь не хватает пары пляжей, но пока в проекте их нет. Скоро создадут рабочую группу, эксперты которой выберут названия улиц с учётом исторического наследия речного порта, а также предложат новые идеи развития территории. Предполагается, что через 30 лет население «Новой Портовой» будет составлять около четырех тысяч человек. На реализацию проекта при этом отведено 10 лет.