Продолжение интервью о казахских орнаментах с художницей Айжан Беккуловой, председателем Союза ремесленников Казахстана.
– Верно ли, что по орнаменту раньше можно было прочитать социальный статус человека, его происхождение, сословие?
– Не уверена, что по нему можно было распознать социальный статус человека, хотя про сословие возможно, но это скорее в целом о самой одежде, ее декор указывал на происхождение. Состоятельные люди использовали более дорогие ткани, более дорогую вышивку. Золотое шитьё в одежде, конечно, говорило о достатке. Если женщина носила кимешек, его орнаментальные составляющие могли рассказать о том, из какого она региона. Сейчас в нашем обществе идут споры, носили ли казашки хиджабы. Нет, они их не носили. Незамужние девушки не покрывали голову, были шапочки, или она могла завязать платок на голову, но лёгкий, не закрывающий волосы. Кимешек носили только женщины, уже родившие ребёнка, он сообщал о том, что она замужем, у нее есть дети, незамужние бездетные девушки не могли его носить. То же самое про юбку бельдемше, ее тоже носили только замужние рожавшие женщины, а не девушки.
– Художник Ерлан Кожабаев в своей книге пишет о том, что были запретные символы, которые кочевники никогда не изображали на одежде. Что вы можете об этом рассказать?
– К сожалению, казахи многое растеряли, не сохранили. Сейчас нам приходится по крупицам восстанавливать сведения об орнаменте. Больше всего мы пострадали в советский период, сказался тот трагический факт, что в отношении нашего народа проводили политику уничтожения нас как нации, из нас долго вытравливали национальный дух.
Ерлан Кожабаев говорит также и о том, что казахи оказались самыми стойкими в отношении ислама, мы долго не принимали мусульманство, в связи с чем императрица Екатерина специально выделила из российского бюджета средства, чтобы построить на территории Казахстана мечети, из Татарстана к нам переселяли татарских мулл.
Продолжение у нас на сайте
#новости #bizkz #тренды #трендыbiz #новостиbiz