Мы частенько пребываем в иллюзии, что сами хозяева своей судьбы и выбираем профессию (друзей, страну, квартиру и т.д.) осознанно, но на самом деле пространство вариантов достаточно ограничено в рамках одной личности. Заканчивая школу, мы уверены, что станем условно как «папа-мама-бабушка» врачом, психологом, бухгалтером, инженером, поступаем в институт и… И вот здесь начинается самое интересное. Обстоятельства могут увести нас абсолютно в другую сторону. Как, например, это произошло с Роджером Бёрдом, который родился Брайтоне в 1956 году, поступил в Кембридж, собирался стать врачом, но… похоже каждому человеку на этой земле определено своё место.
Первым своим «ароматным воспоминанием» Роджер Бёрд считает поцелуй матери перед сном. Когда она вышла из комнаты, лёгкий след её парфюма остался в воздухе. (Неправда ли, прекрасная традиция пользоваться парфюмом, чтобы оставлять о себе чудесную ольфакторную память?) Это вылилось в нешуточное увлечение, растянувшееся на годы. Роджер заинтересовался процессами составления ароматов, изучал литературу и даже вступал в переписку с известными парфюмерами Франции. В результате изучение медицины в Кембридже было заброшено, и для Роджера распахнулись двери старейшего парфюмерного дома Герлен (Guerlain). Кстати, своим любимым ароматом этого бренда Роже считает «Елисейские поля» (Parfums de Champs-Elysees), первое издание которых состоялось в 1904 году. Почему Роже? Потому что с переходом в мир своей мечты имя Роджер стало скучноватым для импозантного мужчины, который стал самой яркой звездой на парфюмерном небосклоне.
Для Герлен (Guerlain) Роже Дав разработал учебный курс по истории парфюмерии, которым сотрудники бренда пользуются до сих пор. А далее его путь лежал в Грасс – колыбель французской парфюмерии. Там он начал постигать искусство составления ароматов уже на профессиональной основе. Причём как отмечает Роже, в своих композициях он использует абсолютно разные материалы как синтетического, так и натурального происхождения, потому что важно звучание, а не наполнение. Но неизменно одно – жасмин, в его парфюмах исключительно из Грасса, потому что такого запаха нет нигде.
В Грассе уже в процессе обучения Дав стал создавать индивидуальные парфюмы, стоимость которых доходит до 45 тыс фунтов стерлингов. Но маэстро считает, что для одного человека разработать аромат проще, чем для большой аудитории. Он очень трепетно относится к своему ремеслу и одной из причин ухода из Герлен называет маркетинг: «Творчество исчезало, начинался маркетинг. Маркетинг – это замечательно, но в итоге никто не думает о качестве, и покупатели тоже почти не думают о качестве, они покупают что-то непонятное в красивых бутылочках и думают, что купили аромат». Здесь мы абсолютно согласны с Роже Дав (хоть нам до него как до Марса пешком), потому что предлагаем нашим покупателям аромат, а не красивые баночки, бутылочки и коробочки, которые в последствии засоряют нашу планету.
Маэстро является владельцем известного бутика Roja Dove Haute Parfumerie в лондонском универмаге Harrods. В нём представлена коллекция ароматов разных парфюмерных домов, а также творения самого Роже. Причем все ароматы распределены по одинаковым бутылочкам и хранятся в черных ящичках. Никакой кричащей рекламы и красивых флаконов – только аромат.
Став профессором парфюмерии, Роже Дав издал книги «The essence of perfume» (Сущность духов) и «Quintessentially Perfume» (Квинтэссенция парфюмерии), за которыми мы уже объявили охоту, и которых в переводе на русский, к сожалению, нет. В книгах отражена вся история парфюмерии, флаконов, нот, легенд и сказок. Это и пособие для начинающего парфюмера и художественная литература одновременно. Если где-то встретите – пишите, мы тоже с удовольствием почитаем.
Роже Дав очень легко относится к деньгам и ко времени. Как человек целиком погруженный в своё дело, он не знает ни сколько денег на его счету, ни сроков изготовления парфюма: «Мне никто не может сказать: «Так, новый продукт должен быть готов через три месяца!» Если мне нужно три месяца — я работаю три месяца, если нужно полгода — буду работать полгода». Потому что «служенье муз не терпит суеты».
Создав собственную линейку ароматов, Дав продолжает сотрудничество со многими парфюмерными домами, по-прежнему создает индивидуальные ароматы, и говорит: «Если я доживу до 90 лет, я хотел бы – и в 90 тоже делать ароматы. Это единственное, чем я жив».
Познакомиться с творениями большого мастера можно в коллекции парфюм-бара Ниша: