Найти тему

Татьяна Шмыга «Счастье мне улыбалось»

В книжных фондах нашей библиотеки имеется замечательная книга Татьяны Ивановны Шмыги «Счастье мне улыбалось». Эта книга воспоминаний прекрасной актрисы, которую называют «королевой оперетты», вкладывая в это понятие сочетание ее уникального актерского таланта и природной музыкальности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру – Театру оперетты.

Имя Шмыги уважаемо и авторитетно в музыкальном мире. Оно давно стало своеобразным брэндом искусства оперетты, а звания, титулы и награды, которых она по праву удостоена, составляют внушительный список.

Татьяна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Ее отец Ян Мицкевич после Первой мировой войны вместе с семьей бежал из Польши в Российскую империю. Здесь его мать вышла замуж во второй раз и поменяла имена своим детям. Так Ян Мицкевич стал Иваном Шмыгой. Позже, в СССР, он закончил рабфак и стал сотрудником Центрального статистического управления. Мать будущей певицы Зинаида Шмыга была домохозяйкой.

С детства будущую певицу водили на разные спектакли. Она вспоминала:

«Мои родители были театралами. Я с детства запомнила, как они собирались на какой-нибудь спектакль. Это был целый ритуал — они настраивались на праздник, который их ожидает вечером, заранее».

Татьяна Шмыга ходила в музыкальную школу, где училась играть на фортепиано у профессора Московской консерватории Анаиды Сумбатян. Также она занималась вокалом. В школе Шмыга участвовала в художественной самодеятельности, пела в учебных постановках, а в свободное время ходила в Большой театр и слушала оперы.

-2

Татьяна Ивановна Шмыга в книге воспоминаний «Счастье мне улыбалось» пишет:

«Мои детские музыкальные впечатления связаны не только со школой, но в значительной степени с Большим театром. <…> У меня было «выгодное» знакомство — соседка-подружка Тося, отец которой работал в буфете театра. По воскресеньям дядя Федя мог брать нас с собой на утренние спектакли<…>. Попадая с Тосей в театр без билетов, мы, естественно, не имели мест, и дядя Федя устраивал нас в ложе, где мы усаживались за стульями на бархатный барьерчик. Слушала и смотрела я спектакли с увлечением. Иногда забывалась настолько, что начинала подпевать солистам. Зрители в ложе делали мне замечания: «Девочка, не надо петь! Ты мешаешь слушать». Я смущалась, убегала из ложи, потом возвращалась. За несколько лет я выучила почти весь репертуар Большого театра»

Её творческая биография на сцене началась в 1953 году. Проучившись сначала на вокальном отделении музыкального училища, а затем в ГИТИСе, молодая Татьяна Шмыга вместе с несколькими выпускниками была приглашена мастером курса Иосифом Михайловичем Тумановым в руководимый им Московский театр оперетты для участия в спектаклях современного репертуара. Но дебютировала она в спектакле классического репертуара в роли Виолетты в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», которую поставил легендарный Григорий Ярон.

«Нет у меня никакой биографии», – сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна: «Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография».

-3

В ролях не только биография самой актрисы – в них почти полувековая биография советской и российской оперетты. За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Татьяна Шмыга превратилась в блистательную примадонну оперетты. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях – «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой. В свою работу она вкладывала нечто большее, чем просто профессионализм – глубину психологического содержания образа, интересное толкование роли, свои раздумья о жизни и людях.

В 1961 году Шмыга сыграла в оперетте композитора Константина Листова «Севастопольский вальс». Певица называла этот спектакль своим любимым. Положительно его оценили и критики. Они хвалили артистку за искренность героини — медсестры Любаши. В журнале «Культура и жизнь» писали:

«У Шмыги волнение в голосе. Может показаться, что поет она сегодня хуже, чем обычно. Не так уверенно, не так «прочно». Но какое сильное впечатление производит она на зал!»

В одном из интервью режиссер Роман Виктюк на вопрос, кто для него является «ангелом» в оперетте, сказал:

«Конечно, Татьяна Шмыга! Я помню Шмыгу в ее первых ролях. Для меня она была почти религиозным мостом между жизнью и театром с ее невероятной любовью к жизни, которая не угасла по сей день».

Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом не раз отмечался высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха была любовь зрителей, признание ими было для нее самой большой наградой.

За без малого шестьдесят лет она стала единственной в истории жанра оперетты народной артисткой СССР (1978 г.), лауреатом государственной премии им. М. Глинки (1974 г.), лауреатом Премии Президента РФ (2001 г.), была награждена Благодарностью Президента РФ (2004 г) и другими высокими наградами.

-4

Вы можете в нашей библиотеке не только выбрать по электронному каталогу и забронировать книги о Т. Шмыге, но и послушать аудио и видеозаписи с участием знаменитой актрисы. Я не сомневаюсь, что вы получите огромное наслаждение от ее неземной красоты голоса и великолепного драматического исполнения всех ее образов, вошедших в историю музыкального искусства.

Татьяна Юрьевна Фирсова, библиотекарь городского абонемента